Тема 5. Дидактическое мастерство вузовского преподавателя

План:

1. Понятие о дидактическом мастерстве преподавателя, его роль и значение в процессе профессиональной деятельности.

2. Структура и содержание дидактического мастерства преподавателя.

3. Дидактическое мастерство преподавателя в проведении лекционных занятий.

4. Дидактическое мастерство преподавателя в проведении практических занятий.

 

Вопрос № 1

Важнейшей составляющей профессионально-педагогического мастерства вузовского преподавателя является его дидактическое мастерство.

С позиций личностного подхода к трактовке мастерства дидактическое мастерство преподавателя представляет собой определенную совокупность свойств личности, способствующих достижению высокого уровня самоорганизации преподавательской деятельности. При деятельностном подходе к трактовке мастерства дидактическое мастерство преподавателя определяется как совершенное владение преподавателем методами и приемами обучения.

Роль и значение дидактического мастерства в профессиональной деятельности вузовского преподавателя трудно переоценить ввиду того, что его учебно-методическая работа является ведущей, важнейшей и определяющей общий уровень профессионально-педагогического мастерства.

Вопрос № 2

Опираясь на общую структуру профессионально-педагогического мастерства вузовского преподавателя возможно выделение структурных компонентов его дидактического мастерства. Так, гуманистическая направленность личности преподавателя учебной дисциплины может быть ярко выражена в процессе решения дидактических задач с центрацией на общеинтеллектуальное и профессиональное развитие личности студента.

Профессиональное знание служит основой всей педагогической деятельности преподавателя. Особое место в структуре профессионального знания занимают знания общей дидактики и дидактики высшей школы, вооружающие преподавателя глубокими знаниями общих закономерностей и принципов процесса обучения, пониманием его структуры и этапов организации. Помимо этого в систему педагогического знания преподавателя неотъемлемой ее частью входит знание методики обучения конкретной учебной дисциплины. Таким образом, основываясь на положении о том, что дидактическое мастерство выражается в грамотном владении основами преподавательской деятельности и успешном применении известных в педагогической науке и практике дидактических приемов, отметим в качестве важного компонента дидактического мастерства систему общедидактических и методических знаний преподавателя.

Среди педагогических способностей, входящих в общую структуру профессионально-педагогического мастерства преподавателя вуза, для дидактического мастерства особо значимы коммуникативность, динамизм и креативность личности. Они во многом предопределяют результаты как обучения в целом, так и самореализации дидактического потенциала личности преподавателя.

Педагогическая техника в структуре дидактического мастерства представляет собой комплекс умений и приемов личностного воздействия (вербального и невербального) преподавателя на студента в процессе обучения. В процессе обучения от преподавателя в полной мере ожидается реализация таких умений управлять собой, как умение управлять своим эмоциональным и рабочим состоянием, умение владеть техникой речи. Так как обучение представляет собой процесс взаимодействия преподавателя со студентами с целью профессионально-личностного развития последних, то преподаватель призван владеть такими умениями взаимодействия и воздействия на других, как дидактические умения; организаторские умения; коммуникативные умения; владение техникой контактного взаимодействия; владение техникой невербального общения.

 

Вопрос № 3

Важной формой обучения в вузе является лекция, представляющая собой систематичное, последовательное изложений преподавателем определенного раздела учебной дисциплины. Чтение лекционных курсов – один из важнейших, наиболее сложных и ответственных видов работ вузовских преподавателей. Преподавателю, читающему курс лекций, необходимо сочетать качества ученого, педагога и достаточно искусного лектора.

На высоком научном уровне читаемые лекции имеют важное значение для успешного усвоения студентами знаний, для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов. Лекция – методологическая и организационная основа для других форм учебных занятий, в том числе и самостоятельной работы студентов.

Эффективная лекция сочетает в себе глубокое содержание с рациональной формой его изложения, оптимальную методику подачи материала. Цели лекции: заложить фундамент знаний по теме, проблеме; сформировать ориентировочную основу для последующего усвоения и закрепления учебного материала; показать основные теоретические подходы к изучению темы.

Методически лекция должна отвечать определенным требованиям:

- содержать в построении три звена: вводная часть, изложение основного материала, заключение;

- отвечать современному уровню отрасли науки и практики;

- обладать внутренней композиционной стройностью, логичностью;

- проводиться преимущественно в активной форме;

-соединять в себе учебное и научное начало;

- давать направление для СРС;

- носить проблемный характер, вызывать познавательный интерес;

- превосходить и дополнять учебные пособия;

- отличаться выразительностью, эмоциональностью, живостью изложения и др.

Этапы подготовки преподавателя к чтению лекции:

- составление общего плана курса лекций (просмотр ФГОС, учебного плана, УМК или учебной программы);

- распределение часов и календарных сроков;

- просмотр научной и учебной литературы по теме;

- определение цели и задач лекции;

- определение основной «канвы» содержания лекции;

- подбор литературы, необходимой для подготовки содержания лекционного материала, его адаптация к уровню знаний студентов;

- уточнение формулировки темы, составление плана лекции;

- распределение подобранного материала по пунктам плана;

- написание конспекта лекции с вычленением главного в помощь студентам при написании лекции;

- подбор примеров, иллюстративного материала, статистики;

- дидактическая обработка всей лекции.

Конспект лекции может быть представлен в различной форме (от полного текста до сжатых тезисов), однако он должен обязательно содержать: а) точно сформулированную тему, совпадающую с учебной программой; б) план лекции; в) список литературы; г) текст (любой формы) содержания лекции с выделением основного, главного.

При чтении лекции необходимо учитывать ряд методических правил:

- своевременное начало и конец;

- четкое сообщение темы и плана лекции;

- представление цели лекции;

- установление связи с предыдущей лекцией;

- строгое следование плану лекции без отклонений от обозначенных вопросов;

- более подробное изложение сложного материала или материала, слабо освещенного в учебниках;

- выводы после каждого вопроса и общий вывод в конце лекции;

- интонационное выделение главных моментов;

- точность формулировок, четкость проговаривания терминов, фамилий, иностранных терминов;

- единый темп говорения и записи;

- учет фаз в динамике восприятия информации;

- не допускать равнодушно-спокойного тона;

- активизация познавательной деятельности студентов и др.

Помимо традиционных видов лекционных занятий в практике вузовского лекционного преподавания используются лекция-вдвоем, лекция с запланированными ошибками, лекция-визуализация, проблемная лекция, видеолекция и др.

Вопрос № 4

Дидактическое и методическое мастерство преподавателя проявляется не только при планировании, организации и проведении лекционного, но и семинарского (практического, лабораторного) занятия.

Практическое занятие предназначено для углубленного изучения дисциплины и выработки у студентов компетенций, т. е. способностей применения усвоенных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Методика проведения практического занятия может быть различной. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель – формирование профессиональных или специальных знаний, умений и компетенций. При этом цель занятия должна быть ясна не только преподавателю, но и студентам.

Структура практического занятия включает в себя: вступительное слово преподавателя; практическая часть как плановая работа; заключительное слово преподавателя; обмен мнениями.

Разнообразием может отличаться лишь практическая часть занятия. Это может быть выполнение заданий, решение задач, обсуждение прочитанных материалов, тренировочные упражнения, проведение микроисследований, наблюдение и др. Роли преподавателя в ходе занятия: консультант, помощник, модератор, организатор.

Семинарское занятие преследует цели детального изучения и закрепления темы. Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в обсуждении вынесенных на рассмотрение вопросов или проблем. На семинаре должно происходить активное обсуждение вопросов, высказывание своей позиции по обсуждаемому, звучать дополнения, оценочные суждения и др. Функция преподавателя – помощь в правильном построении обсуждения, поддержка дискуссии, конструктивный анализ всех выступлений и подведение общего итога обсуждения. При организации семинарского занятия преподаватель должен уметь вызвать и поддерживать обсуждение, конструктивно анализировать все выступления студентов, оценивать логику ответа и его содержание, правильность использования понятийного аппарата. На занятии целесообразны рабочий темп, собранность и деловитость преподавателя и студентов.

Дидактическое мастерство преподавателя при организации и проведении семинарского занятия заключается в оптимальном выборе содержания и методов обучения, в педагогически целесообразном отборе форм участия студентов в коллективной работе.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы студентов. В практике применимы как традиционные семинары, так и рефлексивный семинар, поисковый семинар, семинар-конференция, семинар-«круглый стол», семинар-«мозговой штурм», семинар-исследование.

К семинарскому занятию предъявляются следующие группы требований:

1. Требования организационного характера:

- наличие четкого расписания семинарских занятий;

- обеспеченность студентов необходимой обязательной учебной литературой и методическими рекомендациями.

2. Требования методического характера:

- наличие планов семинарских занятий;

- наличие методических указаний к семинарским занятиям;

- оптимальное число (3-4) вопросов для обсуждения;

- соблюдение принципов обучения;

- использование различных методов и приемов обучения в ходе семинарского занятия.

3. Качественные характеристики семинарского занятия:

- высокий научно-теоретический уровень;

- подготовленность студентов и преподавателя к занятию;

- глубина рассмотрения вопросов;

- внесение в обсуждение элементов дискуссии;

- уровень усвоения студентами учебного материала.

Формы контроля и оценки уровня усвоения знаний студентов: устный фронтальный опрос; устный индивидуальный опрос; фронтальная беседа; работа студентов в парах или группах; проверка наличия конспектов и их содержания; понятийный диктант; комбинированный опрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: