Понятие распределительной логистики. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов

Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая), нужны ли посредники – вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

– распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

– распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;

– распределяются материальные запасы между различными участками производства;

– распределяются материальные потоки в процессе продажи. Распределительная логистика представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в передаче, хранении и обработке соответствующей информации.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

– подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

– системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок;

– системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Сформулируем определение распределительной логистики: распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Объект изучения в распределительной логистике – материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.

^ Задачи распределительной логистики

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик потре-битель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика.

В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:

– по какому каналу довести продукцию до потребителя;

– как упаковать продукцию;

– по какому маршруту отправить;

– нужна ли логистике сеть складов, если да, то какая, где и сколько;

– какой уровень обслуживания обеспечить.

Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

– планирование процесса реализации;

– организация получения и обработки заказа;

– выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

– организация отгрузки продукции;

– организация доставки и контроль за транспортированием;

– организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

– выбор схемы распределения материального потока;

– определение оптимального количества распределительных цен-тров (складов) на обслуживаемой территории;

– определение оптимального места расположения распределите-льного центра (склада) на обслуживаемой территории.

^ Логистические каналы и логистические цепи

Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю.

Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным.

Потребление производственное – это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда. Потребление непроизводственное – это текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или, иначе, каналом распределения. Логистический канал это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика – это выбор логистической цепи. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения транзитной или складской. При выборе логистической цепи: конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций.

Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.

^ Развитие инфраструктуры товарных рынков

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне является наличие на рынке большого количества посредников.

Актуальность создания сети оптовых посредников для стран СНГ очевидна.

Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать формирование и реализацию хозяйственных связей, информационные сети – обеспечивать быстрый обмен информацией, финансовая система – обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств.

Решение перечисленных задач является функцией государства, которое должно создать условия, способствующие развитию и оптимизации систем распределения материальных потоков.

Правительство Российской Федерации наметило программу развития инфраструктуры товарного рынка, под которой понимается система организаций, обеспечивающих взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующих свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сферы потребления. При этом особое внимание уделяется формированию следующих подсистем:

– подсистема торговых посредников и складского хозяйства;

– подсистема информационного обеспечения;

– подсистема тароупаковочной индустрии;

– подсистема транспортного обеспечения;

– финансово-кредитная подсистема;

– подсистема нормативно-правового обеспечения.

Реализация программы позволит достичь следующих результатов:

– сохранение надлежащего качества товаров в процессе их перемещения от производителя к потребителю;

– получение потребителем товаров в необходимом объеме, соответствующего качества, ассортимента, сортности, комплектности, упаковки за счет оказания услуг организациями инфраструктуры;

– возможность получения потребителем товара в установленные сроки;

– минимизация материальных, финансовых и трудовых затрат в процессе продвижения товаров от производителя к потребителю;

– формирование системы услуг по хранению товаров на складах и в холодильниках;

– повышение конкурентоспособности российских товаров за счет улучшения внешнего вида и качества упаковки;

– значительное снижение потерь товарной продукции при продвижении ее на рынке;

– снижение материальных затрат и предотвращение экологического ущерба за счет развития системы сбора и переработки вышедшей из употребления тары и упаковки;

– внедрение логистики, комплексного обслуживания поставок товаров;

– снижение затрат на перевозки товаров за счет создания эффективной системы грузодвижения, основанной на терминальной технологии перевозочного процесса, уменьшения потерь и порчи грузов;

– формирование информационно-аналитических систем товарных рынков, снижение затрат и сроков проведения операций за счет своевременного получения участниками рынка информации о спросе

и предложении, местонахождении товаров, ценах, условиях их поставки;

– использование капитала посреднических организаций для поддержки отечественного производства;

– конкурентное формирование цен на оптовых рынках;

– оживление рынка путем ускорения платежей и оборота капиталов;

– создание условий для цивилизованной торговли товарами в результате совершенствования нормативно-правовой базы, разработки методической документации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: