Для расчёта мультипликатора необходимо:
1. Определить цену акций по всем компаниям, выбранным в качестве аналога.
Цена акций берётся на последнюю дату, предшествующую дате оценки или выбирается среднее значение между максимальной и минимальной величиной.
2. Определяется фин база.
За последний отчётный год.
Группы ценовых мультипликаторов:
1. Интервальные мультипликаторы (интервал 1 год)
1) Цена / Прибыль
Используется любой показатель прибыли
2) Цена / Денежный поток
Предпочтительно для оценки предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Используется для убыточных предприятий или предприятий, у которых фактический СПИ ОС не соответствует периоду Ам.
3) Цена / Дивидендные выплаты
Используется если дивиденды выплачиваются стабильно.
При оценке контрольного пакета учитывают потенциальные дивиденды, при оценке не контрольного пакета - фактические дивиденды.
4) Цена / Выручка
Используется при оценке предприятий сферы услуг, если цель оценки поглощение компаний, является самым объективным, т.к. не зависит от методов бух учёта.
|
|
5) Цена / Физический объём продаж
2. Моментные мультипликаторы (на определённую дату)
1) Цена / Балансовая стоимость Активов
Используется при оценке холдинга или для срочной продажи крупного пакета акций.
2) Цена / Чистая стоимость активов
Используется, если компания имеет значительные вложения в собственность и основной целью деятельности является покупка и продажа этой собственности.
…
1. …
2. Потенциальный процент выплат процентов по аналогичным компаниям.
Сумма чистой прибыли всех компаний =
Сумма фактических дивидендов всех компаний =
Процент выплат = Фактические дивиденды / Чистую прибыль =
Чистая прибыль * Процент выплат =
Вырастет на …%
Выбор величины мультипликатора.
Т.к. диапазон мультипликаторов по компаниям-аналогам достаточно широк, то необходимо определить величину, применяемую в расчётах по каждому виду мультипликатора.
Методы выбора величины мультипликатора:
1. Основан на использовании результатов фин анализа и определения ранга оцениваемой компании в общем списке.
- Строится график на основании фин коэффициентов.
- Определяется ранг оцениваемой компании.
- Определяется вектор значений ценового мультипликатора.
- Методом интерполяции определяется значение ценового мультипликатора, применимого в процессе оценки
2. Основан на подборе одного или двух парных фин показателей.
- Выбирается один или два фин коэффициента.
- Определяется их среднее значение по правилу интерполяции.
Пример:
Анализ фин коэффициентов.
|
|
показатели | Компания-аналог 1 | Компания-аналог 2 | Компания-аналог 3 | Компания-аналог 4 | Компания-аналог 5 | Оцениваемая компания |
Мультипликатор = Цена / ЧП | ? | |||||
Собственного капитала / величина пассивов,% | ||||||
Коэфф оборач | 5,1 | 7,1 | 6,4 | 5,9 | 5,5 | 5,9 |
Прочие фин коэфф |
1 способ:
отношение собственного капитала к величине пассива
30(мин) середина 45 51 60 (макс)
Коэфф оборачиваемости
5,1 5,9 6,1 7,1
Прочий фин коэфф
15 20 22 25
Наша компания находится в середине – 3 место из 5 компаний.
Т.к. компания занимает предположительно 3е место, то считаем ценовой мультипликатор методом интерполяции.
Мультипликатор
10 11 13 15 21
(1-3)/ (1-5) = (10-х)/(10-21)
-2/-4 = (10-х)/-11
Х = 15,5
ЧП для нашей компании 15,5.
2 способ расчёта:
Среднее значение коэфф
Коэфф отношения собственного капитала к общей величине пассива:
(52+58+60+40+30) / 5 = 48
Среднее значение коэфф оборачиваемости:
(5,1+ 7,1 + 6,4 + 5,9 + 5,5) / 5 = 6
Среднее значение ценового мультипликатора:
(10 + 21 + 15 + 13 + 11) / 5 = 14
Определение мультипликатора на основе одного коэфф (на основе 1ого коэфф.):
48 / 51 = 14/ х
Х = 14,9
Расчёт мультипликатора на основе 2х фин коэфф (на основе)
(48 – 14) / (48 – 6) = (51 – х) / (51 -5,9)
Х = 14,5