Репродуктивные методы

упражнение, В младшем и среднем дошкольном возрасте в упражнениях происходит освоение и развитие умений, при этом они принимают вид «формообразующих» (Е. А. Флерина) заданий (готовящих «руку» к созданию простых форм) и игр-имитаций с предметами. В старших группах упражнения необходимы в процессе создания сложных элементов (например, узоры по мотивам народных промыслов) в рисовании, освоении новых способов вырезания, приемов оригами и др.

работа с наглядными пособиями, стимулирующими многократное повторение осваиваемого. Следует отметить, как правило, отрицательное отношение исследователей детского творчества к использованию готовых образцов (созданных воспитателем) для восприятия и «копирования». Это снижает проявления творчества, способствует формированию шаблонов и стереотипов. Однако следует отличать так называемые технологические карты (ранее используемые названия: по операционные схемы сложения постройки, модели) (Л. А. Венгер, Д. И. Воробьева, И. А. Лыкова), демонстрирующие не конкретный результат, а способ достижения (последовательность действий), что важно при конструировании из строительного материала, бумаги или природного материла, оригами, аппликации, некоторых способов лепки.

Исследовательские, эвристические методы,

как отмечает Т. С. Комарова, относительно развития изобразительной деятельности часто используются в единстве. Данные методы активизируют самостоятельный поиск детьми интересного выразительного образа, самобытных решений в создании изображения (цветовое, композиционное решение; сочетание изобразительных техник). Ряд исследователей (Т. С. Комарова, И. А. Лыкова) используют термин «художественное экспериментирование», подразумевающий активное экспериментирование в работе с изобразительными материалами, инструментами, освоение различных изобразительных техник (кляксография, ниткография, рисование пластилином, пальцевая и ладонная техника, оттиски, лепка из различных материалов и др.).

Выделяют разные по направленности методы эстетического развития и воспитания

(Н. А. Курочкина):

—развития и воспитания эстетической восприимчивости окружающего мира и произведений искусства, опыта насмотренности: наблюдения за окружающей природой, социальными событиями, рассматривания произведений, сравнения и сопоставлении их, синтез искусств;

—развития и воспитания элементов эстетического отношения к действительности: беседы и образные интересные рассказы о произведениях искусства, творчестве художников, скульпторов, дидактические сказки эстетической и художественной направленности, реальные и виртуальные экскурсии, образовательные прогулки, игровые методы и приемы;

—развития художественно-творческой деятельности: экспериментирование, упражнения, показ способа обследование и создания, освоения способов действительности;

—развития эстетических способностей, творческих умений и проявлений, способов самостоятельной деятельности. Широко применяются задания, игровые упражнения, развивающие синестезию (явление восприятия при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Многие люди живут с синестезией и даже не подозревают об этом. Им невдомёк, что остальные не видят буквы оранжевыми или синими, при слове футбол во рту не появляется привкус яблока, и им не понять, как можно не слышать музыку цветами. У них синестезия проявляется в проецирующих или ассоциативных способностях. Проецирующие способности проявляются в смешанных ощущениях. Это когда нота «ля» может быть фиолетового цвета, а желтый цвет меть вкус банана).

В процессе работы над развитием синтетического мышления происходит создание изображения (рисование, аппликация, конструирование, отражение пластикой или музыкальным фрагментом) на основе стихотворения (или выразительного описания), в рамках которого необходимо «услышать» описанный во фрагменте образ и найти интересные способы его отображения изобразительными средствами (Л. В. Компанцева, Н. А. Курочкина, И. А. Лыкова). Интересным является включение ситуаций ролевого монолога, театрализации по мотивам рассматриваемого произведения, приемов вхождение в картину, домысливания.

ПРИЕМЫ

Реализация приема сотворчества возможна в совместной деятельности воспитателя и детей (технология обучения рисованию детей раннего и младшего дошкольного возраста Т. Г. Казаковой), в коллективных формах детской деятельности (Д. И. Воробьева, Г. Г. Григорьева, Л. В. Пантелеева).

Игровые приемы во всех возрастных группах способствуют повышению интереса к деятельности, создают позитивный эмоционально-творческий настрой, повышают эффективность процесса развития и обучения и улучшают качество создаваемых творческих работ. В младших группах в игровой форме происходит привлечение внимания к материалам, возбуждение интереса к деятельности (игра с кисточками и инструментами, обыгрывание игрушек); в старших — создание творческой атмосферы («Рисуем как помощники художницы-осени», «Клуб художников»), ассоциирования и направления на поиск способов раскрытия темы, интересных образов.

Выбор методов и приемов художественного развития детей осуществляется в зависимости от уровня общего и художественного развития детей, возрастных и индивидуальных особенностей, вида художественной деятельности, задач обучения, воспитания и развития и др. С этой целью важным является позитивный и корректный анализ результатов труда, сбор творческих работ, например составление собственного портфолио (в старших группах) с последующей возможностью проведения «персональной выставки-презентации» (в конце года).

ФОРМЫ

организации детской изобразительной деятельности и приобщения дошкольников к искусству в современном педагогическом процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: