упражнение, В младшем и среднем дошкольном возрасте в упражнениях происходит освоение и развитие умений, при этом они принимают вид «формообразующих» (Е. А. Флерина) заданий (готовящих «руку» к созданию простых форм) и игр-имитаций с предметами. В старших группах упражнения необходимы в процессе создания сложных элементов (например, узоры по мотивам народных промыслов) в рисовании, освоении новых способов вырезания, приемов оригами и др.
работа с наглядными пособиями, стимулирующими многократное повторение осваиваемого. Следует отметить, как правило, отрицательное отношение исследователей детского творчества к использованию готовых образцов (созданных воспитателем) для восприятия и «копирования». Это снижает проявления творчества, способствует формированию шаблонов и стереотипов. Однако следует отличать так называемые технологические карты (ранее используемые названия: по операционные схемы сложения постройки, модели) (Л. А. Венгер, Д. И. Воробьева, И. А. Лыкова), демонстрирующие не конкретный результат, а способ достижения (последовательность действий), что важно при конструировании из строительного материала, бумаги или природного материла, оригами, аппликации, некоторых способов лепки.
|
|
Исследовательские, эвристические методы,
как отмечает Т. С. Комарова, относительно развития изобразительной деятельности часто используются в единстве. Данные методы активизируют самостоятельный поиск детьми интересного выразительного образа, самобытных решений в создании изображения (цветовое, композиционное решение; сочетание изобразительных техник). Ряд исследователей (Т. С. Комарова, И. А. Лыкова) используют термин «художественное экспериментирование», подразумевающий активное экспериментирование в работе с изобразительными материалами, инструментами, освоение различных изобразительных техник (кляксография, ниткография, рисование пластилином, пальцевая и ладонная техника, оттиски, лепка из различных материалов и др.).
Выделяют разные по направленности методы эстетического развития и воспитания
(Н. А. Курочкина):
—развития и воспитания эстетической восприимчивости окружающего мира и произведений искусства, опыта насмотренности: наблюдения за окружающей природой, социальными событиями, рассматривания произведений, сравнения и сопоставлении их, синтез искусств;
—развития и воспитания элементов эстетического отношения к действительности: беседы и образные интересные рассказы о произведениях искусства, творчестве художников, скульпторов, дидактические сказки эстетической и художественной направленности, реальные и виртуальные экскурсии, образовательные прогулки, игровые методы и приемы;
|
|
—развития художественно-творческой деятельности: экспериментирование, упражнения, показ способа обследование и создания, освоения способов действительности;
—развития эстетических способностей, творческих умений и проявлений, способов самостоятельной деятельности. Широко применяются задания, игровые упражнения, развивающие синестезию (явление восприятия при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Многие люди живут с синестезией и даже не подозревают об этом. Им невдомёк, что остальные не видят буквы оранжевыми или синими, при слове футбол во рту не появляется привкус яблока, и им не понять, как можно не слышать музыку цветами. У них синестезия проявляется в проецирующих или ассоциативных способностях. Проецирующие способности проявляются в смешанных ощущениях. Это когда нота «ля» может быть фиолетового цвета, а желтый цвет меть вкус банана).
В процессе работы над развитием синтетического мышления происходит создание изображения (рисование, аппликация, конструирование, отражение пластикой или музыкальным фрагментом) на основе стихотворения (или выразительного описания), в рамках которого необходимо «услышать» описанный во фрагменте образ и найти интересные способы его отображения изобразительными средствами (Л. В. Компанцева, Н. А. Курочкина, И. А. Лыкова). Интересным является включение ситуаций ролевого монолога, театрализации по мотивам рассматриваемого произведения, приемов вхождение в картину, домысливания.
ПРИЕМЫ
Реализация приема сотворчества возможна в совместной деятельности воспитателя и детей (технология обучения рисованию детей раннего и младшего дошкольного возраста Т. Г. Казаковой), в коллективных формах детской деятельности (Д. И. Воробьева, Г. Г. Григорьева, Л. В. Пантелеева).
Игровые приемы во всех возрастных группах способствуют повышению интереса к деятельности, создают позитивный эмоционально-творческий настрой, повышают эффективность процесса развития и обучения и улучшают качество создаваемых творческих работ. В младших группах в игровой форме происходит привлечение внимания к материалам, возбуждение интереса к деятельности (игра с кисточками и инструментами, обыгрывание игрушек); в старших — создание творческой атмосферы («Рисуем как помощники художницы-осени», «Клуб художников»), ассоциирования и направления на поиск способов раскрытия темы, интересных образов.
Выбор методов и приемов художественного развития детей осуществляется в зависимости от уровня общего и художественного развития детей, возрастных и индивидуальных особенностей, вида художественной деятельности, задач обучения, воспитания и развития и др. С этой целью важным является позитивный и корректный анализ результатов труда, сбор творческих работ, например составление собственного портфолио (в старших группах) с последующей возможностью проведения «персональной выставки-презентации» (в конце года).
ФОРМЫ
организации детской изобразительной деятельности и приобщения дошкольников к искусству в современном педагогическом процессе.