Общая квалиметрия: принципы, функции, значимость

Лекция 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КВАЛИМЕТРИИ

Проблемы социальной квалиметрии как науки — это предмет философского и социологического анализа. Эти проблемы предполагают прежде всего научно-мировоззренческое, ценностное осмысление и касаются не только вопросов технологии и техники применения методов социальной квалиметрии для измерения и объективной оценки качества работы учреждений социального обслуживания и качества социальных услуг, их доступности и эффективности.

Социальная квалиметрия как наука нуждается в осмыслении в самом широком контексте формирования и реализации современной социальной политики и механизмов ее осуществления. Измерение и оценка всегда связана с теоретическими подходами, структурой научной теории и рациональной реконструкцией применяемой теории в современных условиях, созданием новой парадигмы быстро развивающейся научной отрасли — социальной квалиметрии.

В начале XXI в. в печати и Интернете появились труды, посвященные разработке различных проблем квалиметрии. Как правило, в публикациях авторы исходят из того, что "квалиметрия" (от латинского qualis — какой по качеству и...метрия) — научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Это понятие по своему содержанию близко к социологическому понятию "квантификация", используемому для обозначения количественной оценки чего-либо, процедуры измерения и количественного выражения свойств и отношений социальных объектов, но не тождественно. Первое гораздо шире и охватывает любые объекты, к которым применимо понятие "качество", прежде всего производство продукции, технологические процедуры, услуги систем технического сервиса, торговли, JKKX и др. Для более глубокого изучения проблем квалиметрии студент может обратиться к трудам В. К. Федюкина, В. Н. Фомина, А. И. Субетто и др. авторов, занимающихся разработкой вопросов управления, оценки качества и научных основ организации мониторинга.

История зарождения и развития квалиметрии в нашей стране насчитывает более 80 лет (1922 г.), социальной квалиметрии — более 40 лет. Квалиметрическая наука развивалась преимущественно применительно к производственному и технологическому процессам, измерению качества продукции и услуг в области производства (материальные, нематериальные/ социально-культурные).

Что же касается социальной сферы — образования, здравоохранения, социального обеспечения и социального обслуживания, то первые попытки стандартизации и определения показателей эффективности секторов социальной сферы были предприняты в 30-е гг. XX в. Значительное внимание этим вопросам стало уделяться во второй половине 60-х и в первой половине 70-х гг. прошлого столетия, особенно в здравоохранении и высшем специальном образовании. В период разработки и применения комплексных планов социального развития предприятий и научно-производственных объединений постоянно возникали вопросы об измерении результативности запланированных социальных мероприятий. В сфере образования особое внимание уделялось формированию системы показателей, при помощи которых можно было измерить динамику развития и качество работы вузов. На практике эти показатели были апробированы в системе высших учебных заведений Минвуза России в конце 60-х — начале 70-х гг. прошлого столетия.

Таким образом, квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества объектов и технологических процессов сформировалась в конце 60-х и начале 70-х гг. XX в. Ее появление было обусловлено насущной потребностью эффективного и научно обоснованного управления качеством производимой продукции. Однако следует помнить, что еще в 20-е и 30-е гг. XX столетия в СССР и в других странах стали развиваться методы оценки качества товаров. Достаточно вспомнить имена таких известных исследователей, как М. Аранов и П. Флоренский. Большой вклад в становление самостоятельной науки под названием "Квалиметрия" внесли инженеры, экономисты и архитекторы — Г. Г. Агальдов, 3. Н. Крапивенский, А. В. Гличев, В. И. Панов, М. В. Федоров и др. Появление квалиметрии обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.

Стимулированию процесса разработки общей и предметной квалиметрии способствовало соперничество двух мировых систем в условиях "холодной войны". Было понятно, что победит та система, которая сможет обеспечить высокое качество производимой продукции, услуг системы образования, здравоохранения, социальных услуг в обеспечении населения и в целом — высокого качества жизни людей.

На протяжении полувека применялись различные концепции и методики количественной оценки уровня и качества жизни людей в условиях противоположных общественных систем. Все это привело к тому, что в конце 60-х гг. XX в. в СССР были разработаны контуры квалиметрической науки. В январском номере (1968 г.) журнала "Стандарты и качество" была изложена позиция группы отечественных исследователей по данному вопросу. В статье говорилось, что квалиметрия представляется как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качества и разрабатывается методология и методика количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных, предметов и процессов, продуктов труда и природы и т. д. В ней также быловысказано принципиальное предположение, что качество объекта можно выразить количественными показателями, несмотря на множественность его различных свойств. Эта позиция была поддержана прежде всего в промышленности, системе высшего и среднего специального образования, а также системе здравоохранения страны. В1971 г. в нашей стране была издана "Методика оценки уровня качества промышленной продукции". Затем в 1979 г. Госстандартом СССР принимается руководящий документ РД 50-149 под названием "Методические указания по оценке технического уровня качества промышленной продукции". С этого года термин "квалиметрия" является стандартизированным определением (см.: ГОСТ 15467-79). Одновременно была подготовлена "Методика измерения качества работы высших учебных заведений РСФСР" и практически в 1971-1975 гг. динамика развития высших учебных заведений за прошедший год измерялась на основании системы количественных показателей.

Большой вклад в развитие квалиметрии как науки внесли 15-я Международная конференция европейской организации по контролю качества (ЕОКК) и Первая Всесоюзная научная конференция по квалиметрии, проведенная в Таллинне (1972 г.).

В "Советском энциклопедическом словаре" (1990 г.) отмечалось, что "квалиметрия... — это отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции". С того времени прошло много лет, но мало что изменилось в трактовке общей квалиметрии, хотя, безусловно, произошло определенное приращение знаний в этой области. В. Н. Фомин в учебном пособии ("Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. — М., 2002) первую главу начинает с определения: "Квалиметрия — научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Основные задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей, характеризующих качество продукции и услуг, разработка методов определения показателей качества объектов при проектировании, оптимизация уровня качества объектов, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством" (указ.соч., с. 7).

Общие и специальные проблемы квалиметрии особенно предметно стали изучаться в 90-е гг. прошлого столетия. Достаточно вспомнить работы А. И. Субетто, А. В. Титова, Н. А. Селезневой и других специалистов, работающих в регионах. В последние годы Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов МГИСиСвыпущено около 20 сборников трудов по квалиметрии в образовании. В печати появились работы С. И. Григорьева, В. И. Комарова, А. М. Панова, Л. В. Топчия, Е. И. Холостовой и других исследователей и практиков социальной сферы. Постепенно происходит накопление знаний и их применение в высшей школе и других сферах. Появились первые труды по проблемам измерения качества социального образования (С. И. Григорьев, В. И. Жуков, А. И. Субетто и др.). Вышли труды математиков, предметом исследования которых стали квалиметрические методы в образовании, здравоохранении и социальном обслуживании. В социологии были введены понятия: "квалитология" — наука о качестве и "квантификация" — количественное выражение качественных признаков. С этого, по сути дела, началось формирование научной основы для социального измерения при помощи системы показателей в виде эмпирических индикаторов и математических символов.

Несмотря на то что в 90-е гг. прошлого столетия соперничество между двумя системами прекратилось, так как мировое социалистическое содружество было разрушено, в США была продолжена работа по развитию квалиметрии и применению ее методов на практике. В октябре 1997 г. в США состоялся международный семинар по обучению менеджеров в области использования методологии и методик квалиметрии. На семинаре были отмечены методики в области квалиметрии, разработанные теоретиками и практиками России.

Итак, в России к началу XXI в. была сформирована относительно новая наука и учебная дисциплина, которая стала востребованной специалистами различных отраслей и сфер жизни общества.

Любая научная дисциплина всегда оперирует категориями и понятиями. В науке "квалиметрия" центральное место занимают понятия и термины, относящиеся к оценке качества: "качество", "эталоны качества", "свойство качества", "признаки качества", "уровень качества", "контроль", "объективное свидетельство", "квалификация", "верификация", "валидизация", "величина", "размер", "требования", "измерение", "метрологическое измерение", "ценности", "оценивание", "алгоритм оценивания", "количественное оценивание", "единицы измерения", "физическая величина", "нефизическая величина", "измеряемые величины", "параметры", "требования", "система показателей", "методики количественного измерения качества", "структура квалиметрии", "общая квалиметрия", "предметная квалиметрия", "специальная квалиметрия" и др.

Однако социальная квалиметрия вводит в понятийный аппарат такие понятия, как: "качество жизни", "качество человека", "благополучная жизнь", "благополучная и неблагополучная семья", "качество учреждения социального обслуживания", "качество деятельности социального работника", "качество управления в социальном обслуживании", "качество культуры", "качество социального образования", "качество духовности", "качество общественного интеллекта" и др. Безусловно, ключевыми понятиями являются: "качество общества", "качество жизни людей", "качество социальной политики", "качество социальной защиты", "качество социального обеспечения и качество социального обслуживания", "качество социальных служб", "качество деятельности социального работника" и др. Вопрос об объекте, предмете и структуре квалиметрии является по существу центральным учебного курса.

Во многих научных публикациях квалиметрия характеризуется как наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов, т. е. объектов реального материального и нематериального мира.

Квалиметрия, являясь комплексной наукой, состоит из общей теории качества и оценивания качества (квалинтологии), учения об управлении качеством (квалиметрия), в котором рассматриваются организационно-экономические и иные методы, факторы, средства, модели воздействия на качество объектов и процессов, повышение их способности удовлетворять существующие и потенциальные потребности населения.

В концепции общей квалиметрии ее структура одними авторами (А. И. Субетто, А. В. Титов) представляется в виде предметной квалиметрии (по предмету оценивания) и специальных квалиметрии (методы и модели оценки). Другие авторы (В. К. Федюкин; В. Н. Фомин) утверждают, что структура квалиметрии состоит из трех частей: общая квалиметрия, или общая теория квалиметрии; специальные квалиметрии больших группировок объектов (продукция, процессы, услуги и т. д.); предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов (труд, образование, здравоохранение, машиностроение и т. п.).

Можно полагать, что такие подходы не противостоят друг другу, а существующие противоречия в публикациях свидетельствуют о том, что наука квалиметрия находится в стадии становления и развития. Практические проблемы измерения и оценки качества объектов в целом ряде случаев осуществляются на научных основах и имеют практическую направленность.

Объектом квалиметрии как науки может быть все, что представляет собой систему, нечто цельное, что может быть выделено для познания, исследования и достижения практического результата.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном и качественном выражении.

Оценка качества, выражающая ценность или степень полезности объектов, является предметом изучения многих специальных наук, в том числе аксиологии — теории ценностей. Понятийный аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных с качеством прежде всего продукции и услуг, технологических процессов, окружающей среды и других объектов. Оценка качества есть результат взаимодействия четырех составляющих: объект оцениваемый, субъект оценивающий, база оценки и алгоритм оценивания.

Квалиметрия как научная дисциплина имеет свои методологические принципы. По содержанию и направленности их можно сгруппировать в три группы.

В первую группу можно включить принципы, которые определяют практическую направленность квалиметрии (методы достоверной оценки качества, приемы и средства оценивания, защищающие интересы потребителя, клиента).

Во вторую — принципы, определяющие приоритетные показатели для оценки качества продукции, для оценки качества в целом, в динамике, на различных этапах сравнения качества. В третью—принципы, которые предусматривают использование метода комплексной оценки качества продукции, разнообразные показатели свойств предметов в единицах измерения. При этом квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия стандартов, базовых эталонов сравнения, базовых показателей, определяющих требования к свойствам качества в целом.

Таким образом, квалиметрия как наука имеет структурные взаимосвязанные элементы в виде объекта и предмета, исходных категорий и понятий, теоретико-методологической базы оценивания качества, методологических принципов и специфических задач по достоверному, квалифицированному и количественному измерению качества предметов и процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: