Культурная экспансия и культурная интеграция мира

КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ

 

 

Культурно-историческая дифференциация мира

Основной признак: культурно-историческое единство. Ход освоения территории и цивилизационная принадлежность определяют границы самых крупных регионов мира.

Старый свет, Новый свет

Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

Культуры (цивилизации): западно-христианская (западная, западноевропейская), восточно-христианская (православная), исламская, индуистская, китайская, японская, африканская, латиноамериканская. Важный индикатор (но не единственный) – религия.

 

Особенности понятий «культура» и «цивилизация», сходство и различия

Слова «культура» и «цивилизация» возникли в латинском языке. Изначально «культура» – земледельческая обработка земли. «Цивилизация» – от civis, означающее «гражданин», «горожанин». Исторически оба слова меняли значения, и в настоящее время имеют много вариантов определения и толкования. Укажем основные.

Культура:

– образованность человека (применяется с древности, например, у Цицерона);

– всё, что создано человеком (противопоставляется дикой природе), примерно с XVII в., предположительно впервые в Германии;

– в биотехнологиях – отдельные объекты живого вещества и организмов (культура растительной или животной ткани, культура бактерий, сельскохозяйственная культура и т.п.).

Цивилизация:

– воспитанность в смысле городского обращения, цивилизованность, утонченность в противовес деревенской грубости (Древний Рим);

– всемирная цивилизация человечества (с XVII в., Европа);

– материальная, грубая составляющая прогресса человечества, угрожающая гуманизму, нравственности и природе, противопоставлялась культуре как духовному прогрессу (XVIII в., французские социалисты-утописты);

– ступень развития общества, на которую оно вступает, выходя из состояния варварства (цивилизованные народы противопоставляются нецивилизованным) (XIX в., Европа);

– стадия развития региональной культуры, когда общество переходит к массовому потреблению, индивидуализму; знаменует упадок общества (О.Шпенглер «Закат Европы», А.Тойнби);

– западноевропейская региональная культура в противовес российской (Н.Данилевский «Россия и Европа»);

– региональная культура, аналог культурно-исторического макрорегиона (западноевропейская, православная, латиноамериканская и др. цивилизации).

 

Культурная экспансия и культурная интеграция мира

Культурная экспансия (от лат. expansio – распространение), расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Человечество во второй половине XX в. явилось свидетелем беспрецедентной экспансии США, которая происходила во многих странах мира. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 60-е годы – Японии, в 70-е – стран Латинской Америки, в 90-е – России. Распространение культурной экспансии с запада на восток называется вестернизацией, которая представляет собой культурную диффузию западноевропейского и американского образа и стиля жизни, как и сопутствующих им ценностей, обычаев, символов и культурных артефактов (фильмов, видеокассет, компьютерных программ, книг и др.) в восточноевропейские, латиноамериканские, исламские, африканские и азиатские страны. Экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства – интернет, телевидение, радио, кино. Продукция США вытесняет отечественную культурную продукцию в сфере потребления и массовых художественных предпочтений. Национальное киноискусство и телевидение стран, подвергшихся вестернизации, не может выдерживать конкуренцию с заграничными, прежде всего американскими фильмами. Особенно явно следы вестернизации чувствуются в сфере рекламы, которая захлестнула российские телеэкраны в 90-е.

Культурная интеграция – глобальный процесс сближения национальных культур и ценностей, укрепления культурных, коммуникационных, цивилизационных связей, в ходе которого достижения науки и искусства, новые формы социальной и политической деятельности быстро распространяются и усваиваются в современном мире, формируя его целостность. Постепенно оформляются элементы новой, интегральной мировой культуры, которая соединяет в себе основные ценностные представления различных регионов, религий, культур. Распространяются ценности, благоприятствующие сближению народов и культур – терпимость и признание равноценности различных культурных систем, отказ от завышенной оценки собственной системы ценностей, признание ценностного многообразия. Вместе с тем интеграция не означает унификации культурных норм, способов восприятия и осознания мира, культурных генотипов, систем традиций. Всякий этнос, государство, общество воспринимают из глобальной системы общекультурных связей и взаимодействий то, что соответствует традициям, менталитету, психологическому складу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: