Мировые империи и глобальная власть

В конце двадцатого столетия Запад отпраздновал победу по случаю распада последней мировой империи. Хотя это не совсем точно. Советская империя пала, но сохранился Китай. Все больше появляется публикаций о необходимости возрождения имперского мироустройства, бросившего вызов современной глобализации.

При имперской форме правления главенствующая страна определяет внешнюю и частично внутреннюю политику других стран. Миры-империи объединены военно-политическими связями, а миры-экономики — преимущественно торговыми отношениями и иерархией: мировой город — города — агенты — периферия.

***

По мнению Хантингтона новая глобальная власть еще не сформировался, хотя есть единственная сверхдержава. Для становления нового мирового порядка необходимо длительное время.

Широкая дискуссия ведется о новом мировом устройстве на принципах многополярного или однополярного мира. В биполярном мире понятие «полярность» интерпретировалось часто не в геополитическом, а в географическом смысле как наличие двух противоположных полюсов. С позиций цивилизационной геополитики под «полярностью» понимается способность некоторых геополитических «тел» проявлять известные свойства с большей интенсивностью, чем другие. Это полюса рубежной энергетики многомерного коммуникационного пространства.

Возникла необходимость в цивилизационном подходе к проблемам глобализации, который исходит из необходимости сохранения социокультурного разнообразия мира. Цивилизационная геополитика переносит акцент на многомерное коммуникационное пространство, где теряют актуальность традиционные геополитические концепции Север — Юг и Центр – Периферия. Полюса многомерного коммуникационного пространства в отличии от одномерного не могут экстраполироваться или точно локализоваться в одномерном географическом или экономическом пространствах. Если в традиционной геополитике выделятся полюса силы, а в геоэкономике — экономические и технологические полюса, то в цивилизационной геополитике — образ жизни, границы которой проходят через души людей и не могут быть экстраполированы в географическом пространстве. Такой подход к мироустройству находится в полном соответствии с европейской философской традицией, исходящей из кантовских представлений о множественности миров. Полюса высокой интенсивности происходящих процессов расположены на рубежах многомерного коммуникационного пространства. Отсюда вытекает известное противоречие. Каждое пространство имеет свой полюс, в том числе и духовное. Поэтому можно сказать, что в многомерном коммуникационном пространстве есть духовный полюс Земли, который нельзя локализовать в географии. Хотя поиски идут в конкретном географическом пространстве Евразии, особенно часто в Тибете.

Евразия остается геополитическим, экономическим, демографическим, природно-ресурсным, в первую очередь, энергетическим полюсом (сердцем) Земли и самой взрывоопасной зоной межцивилизационных конфликтов. Отсюда понятны устремления американской евразийской геополитики. Без контроля Евразии Соединенные Штаты не могут претендовать на роль единственной сверхдержавы.

С позиций теории больших многомерных пространств глобализация это объективный процесс, но в границах Больших пространств. Даже создавая Большие духовные пространства, ни одна из мировых религий не смогла претендовать на абсолютную глобальность. В мире исчезла бы альтернатива и любой неверный шаг вперед мог означать гибель для всего человечества. Поэтому неолиберальная (экономическая) глобализация не может претендовать на универсальность в мире множественности миров. Перечислим лишь некоторые Большие пространства Земли:

Большие цивилизационные пространства,

Большие духовные (конфессиональные) пространства (католики, протестанты, православные, мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты, индуисты, буддисты, буддисты-ламаисты и др.),

Большие демографические пространства (Китай, Индия, Европа и др.),

Большие пространства мировых диаспор,

Большие геополитические пространства,

Большие экономические пространства (Европейский Союз, НАФТА и др.),

Большие пространства универсальных «имперских» мифов (Великая Россия, Великая Грузия. Великая Армения, Великая Сербия и т.д.),

Большие пространства основных языков межнационального общения (английский, французский, испанский, португальский, китайский, русский, арабский и немецкий),

Большие пространства энергетический ресурсов (Персидский залив, Сибирь),

Большие экологические пространства (Сахара, Гималаи, циркумграничные океанские круговороты и др.),

Большие пространства криминальной экономики.

Большие пространства трансформируются во времени и географии. После распада Советского Союза идет процесс формирования новых геополитических пространств (Большая Европа, Большой Китай, Большой Ближний Восток, Центрально-Восточная Азия, Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия и др.). Например, геополитический регион Северо-Восточная Азия включает российский Дальний Восток и северо-восточные провинции Китая. Россия не смогла в течение длительного времени создать на Дальнем Востоке мощный экономический форпост в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Российское Приморье и Приамурье трансформируются в сырьевой придаток Китая. Геополитический регион Центрально-Восточная Азия включает бывшие советские республики Средней Азии и китайский Синьцзян, где на фоне борьбы за контроль над энергетическими и другими ресурсами между США, Китаем и частично Россией наблюдается геополитическое сотрудничество в борьбе с исламским терроризмом и наркотрафиком.

Большие пространства остаются фундаментом мирового порядка и гарантом множественности миров, создающих множество альтернатив неолиберальной глобализации. Каждое государство стремится создать эффективное геополитическое пространство, но не всем это удается.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: