Рекомендации по организации самостоятельной работы с источниками и литературой
В процессе подготовки магистрам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической и научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у магистров свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной по каждой теме практического занятия, что позволяет магистрам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной и справочной литературой. Ее итогом является конспект. Конспект – это краткая запись информации, полученной на лекции, при чтении литературы, просмотре видео-документа или из других источников. Работа над конспектом включает анализ полученной информации, выделение в ней самого необходимого для решения конкретной задачи, представление ее в сжатом письменном виде. Конспект способствует запоминанию текста, облегчает овладение специальными терминами. Качество конспекта определяется многими условиями. Часть из них не зависят от уровня подготовки магистра. В частности, это характер текста (есть работы, почти не поддающиеся свертыванию информации), логика и стиль изложения работы. Трудно конспектировать глубоко теоретические, крайне эмпирические, фактологические и описательные работы. К субъективным факторам относятся знание темы, степень владения языком конспективного изложения, четкость представления о необходимости конспекта в дальнейшей работе, владение оргтехникой и др. Первая операция, которой следует овладеть при составлении конспекта, – это структурирование информации. Выписки – простейшая форма конспектирования. Она состоит в переписывании части текста в виде цитаты или в виде собственных предложений, часто независимых друг от друга. План – это последовательный перечень проблем, затрагиваемых автором конспектируемой работы. Тезис – краткое изложение основной мысли, высказанной автором более широко и пространно; это авторское суждение, положение, изложенное «своим» языком. Аннотация – кратчайшая форма изложения всего содержания конспектируемого текста, дающая общее представление о нем. Рецензия – критический анализ и оценка прочитанного текста с использованием в качестве доказательств тезисов и цитат из самого текста.
|
|
|
|
Задания для самостоятельного изучения источников и литературы
№ п/п | Темы для самостоятельного изучения | Задания | Формы отчетности | Рекомендуемые источники информации (№ источника) | Срок выполнения | |||
Основная | Дополнительная | Методическая | Интернет-ресурсы | |||||
1. | Тема 1. Понятие, структура и функции религии. Мировые религии | выписки, план, рецензия | конспект | 1, 2 | 1 неделя семестра | |||
2. | Тема 2. Генезис буддизма. Основные категории и система ценностей классического буддизма | выписки, план, рецензия | конспект | 1, 2 | 7, 8 | 2 неделя семестра | ||
3. | Тема 3. Буддизм за пределами Индии: основные направления | выписки, план, рецензия | конспект | 1, 2 | 7, 8 | 3-4 неделя семестра | ||
4. | Тема 4. Генезис христианства: от возникновения до эпохи Вселенских соборов | выписки, план, рецензия | конспект | 1, 2, 3 | 2, 6 | 2, 4, 5 | 5-7 неделя семестра | |
5. | Тема 5. Православие. Византийское богословие и его влияние на русскую православную традицию | выписки, план, рецензия | конспект | 1, 2, 3 | 2, 5, 9 | 2, 4, 5 | 8-9 неделя семестра | |
6. | Тема 6.Католицизм: Римская католическая Церковь в эпоху Средневековья | выписки, план, рецензия | конспект | 1, 2, 3 | 5, 9 | 2, 3, 4, 5 | 10-11 неделя семестра | |
7. | Тема 7. Католицизм. Монашеские ордены в истории Римской Католической Церкви | выписки, план, рецензия | конспект | 1, 2, 3 | 4, 5, 9 | 2, 3, 4, 5 | 12 неделя семестра | |
8. | Тема 8. Протестантизм: церкви и деноминации в Европе XVI – XX вв. | выписки, план, рецензия | конспект | 1, 2, 3 | 5, 9 | 3, 6 | 13-14 неделя семестра | |
9. | Тема 9. Ислам: история возникновения; основы вероучения и культа | 1, 2, 3 | 7, 8, 9, 10 | 15 неделя семестра | ||||
10. | Тема 10. Исторические судьбы и основные направления ислама | 1, 2, 3 | 1, 3 | 7, 8, 9, 10 | 16-17 неделя семестра |
Порядок оформления и предоставления результатов самостоятельного изучения источников и литературы
Выписки, план и рецензия на учебную книгу или научный материал (препринт, монография, научная статья в сборнике и т.п.) должны объективно оценивать рукопись и содержать всесторонний анализ её достоинств и недостатков. При этом магистру необходимо:
1. Определить соответствие материала, изложенного в научной литературе, содержанию плана занятия.
2. Определить актуальность содержания научной работы: соответствует ли уровень изложенного в ней материала современным достижениям науки.
3. Указать, чем отличается предлагаемое произведение от иных, опубликованных на такую же тему.
4. Дать оценку научной работе с аналитической точки зрения и определить, отвечает ли она требованиям современной науки.
5. Проанализировать полноту и качество научного аппарата издания, определить, насколько методологически верно подобраны проблемы и сделаны выводы.
6. Оценить эффективность использования научной работы для самостоятельной работы магистра.
7. Указать, насколько полно представлены элементы справочно-сопроводительного аппарата (с учетом вида издания).
8. Дать качественную и количественную оценку приведенного в работе материала: фактического; иллюстративного.
9. Оценить правильность и точность определений и формулировок.
10. Дать оценку использования в работе общепринятой терминологии, норм, правил, стандартов и т.д.
11. Оценить соответствие обозначений определений и понятий, принятым в аналогичной учебной литературе.
12. Дать оценку литературного стиля изложения материала.
13. Оценить возможность использования работы в собственном научном исследовании.
|
|
14. Дать обоснованные выводы о работе в целом и при необходимости – аргументированную критику.
Критерии оценивания самостоятельного изучения источников и литературы
Оценка «отлично» выставляется магистру, если при составлении выписки, плана и рецензии он обнаружил полное знание дефиниций и терминов курса; умение выделять и анализировать концептуальные подходы в современной литературе, содержащей сведения о предмете курса; владение понятийным аппаратом курса; познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов; способностью понимать, критически анализировать и излагать события, связанные с религиозной ситуацией в современном мире.
Оценка «хорошо» выставляется магистру, если при составлении выписки, плана и рецензии он обнаружил основное знание дефиниций и терминов курса; умение оценивать факты и события курса; владение понятийным аппаратом курса; основными познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов; способностью понимать и излагать событиясвязанные, с религиозной ситуацией в современном мире.
Оценка «удовлетворительно» выставляется магистру, если при составлении выписки, плана и рецензии он обнаружил частичное знание отдельных разделов и тем курса; умение последовательно излагать основные события курса; владение понятийным аппаратом курса.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется магистру, если при составлении выписки, плана и рецензии он обнаружил разрозненное знание отдельных разделов и тем курса; умение формулировать основные факты и события курса; владение основными понятиями и категориями курса.
Задания для подготовки к практическим занятиям
№ п/п | Темы и планы практических занятий | Задания | Формы отчетности | Срок выполнения |
1. | Тема 1. Понятие, структура и функции религии. Мировые религии 5. Понятие религии: проблема определения. Структура и функции религии. 6. Исторические типы религий. Понятие и специфические особенности мировых религий. 7. История мировых религий в системе религиоведческого знания: функции, методы. 8. Основные школы и направления в изучении истории религии: мифологическая, историческая, эволюционистская, антропологическая; социология и религия; становление системы полевых исследований и функционализма в религиоведении; психоанализ и религия. | выписки, план, рецензия | конспект | 1 неделя семестра |
2. | Тема 2. Генезис буддизма. Основные категории и система ценностей классического буддизма 6. Основные источники вероучения: Дхаммапада (изречения Сиддартхи Гаутамы), Трипитака («Сутра-питака», «Винайя-питака», «Абдхидхарма-питака»). 7. Исторические условия возникновения и распространения буддизма в Индии. 8. Сиддхартха Гаутама: жизненный путь и преображение (Будда). 9. Основные положения учения буддизма: - Четыре Благородные Истины; - учение о причинно-зависимом происхождении и карме; - доктрины анатмавады («не-души») кшаникавады (учение о мгновенности); - буддийская космология. 10. Особенности двух направлений буддизма: хинаяны и махаяны. | выписки, план, рецензия | конспект | 2 неделя семестра |
3. | Тема 3. Буддизм за пределами Индии: основные направления 4. Распространение буддизма на Цейлоне, особенности развития учения, общины и государства. 5. Проникновение буддизма в Юго-Восточную Азию (Индонезия. Вьетнам. Малайзия. Таиланд. Бирма), его региональные особенности. 6. Буддизм в Китае: столкновение буддизма с конфуцианством и даосизмом, китаизация буддизма, религиозный синкретизм; возникновение новых направлений буддизма. 4. Буддизм в Японии, его синтез с местными культами. Специфические особенности японских школ буддизма. 5. Буддизм в Тибете (ламаизм): время и пути проникновения буддизма в Тибет; синтез махаяны, ваджраяны и архаических культов; учение Падмасабхавы («красношапочные») и реформы Цзонхавы («желтошапочные»), создание ортодоксального ламаизма; иерархия ламаизма: Далай-лама, система монашеских общин, общины мирян. | выписки, план, рецензия | конспект | 3-4 неделя семестра |
4. | Тема 4. Генезис христианства: от возникновения до эпохи Вселенских соборов 8. Источники, проблема их достоверности: Библия: происхождение библейских книг; апокрифы, их основные расхождения с каноном; исторические книги. 9. Социально-исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. 10. Учение Христа: суть Нагорной проповеди, притч Христа, его жертвы; новизна учения Христа и синтез восточных и античных доктрин. 11. Община христиан при жизни и после Христа: организация первых христианских общин, их социальная структура и религиозная иерархия; гонения на христиан, последствия этого процесса для римского общества и христианской общины; формирование таинств и обрядов: крещение, евхаристия, миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние (исповедь), священство. 12. Апологетика. Восточная и западная патристика. 13. Монашество как институт. 14. Краткая история Вселенских соборов. Оформление Символа веры и догматов христианства. | выписки, план, рецензия | конспект | 5-7 неделя семестра |
5. | Тема 5. Православие. Византийское богословие и его влияние на русскую православную традицию 4. Отцы Восточной Церкви IV-VI вв.: - Александрийская богословская школа; - Антиохийская богословская школа; - Каппадокийская богословская школа 5. Зрелая патристика и поздневизантийские мыслители. 6. Влияние византийского богословия в России | выписки, план, рецензия | конспект | 8-9 неделя семестра |
6. | Тема 6. Католицизм: Римская католическая Церковь в эпоху Средневековья 10. Папство: генезис и развитие в раннем Средневековье. 11. Христианизация германских и кельтских племен в IV – V вв. 12. Церковь в варварских королевствах. Каролинги и Церковь. 13. «Великая Схизма» 1054 г.: причины и последствия. Теологические и литургические расхождения с Восточной Церковью. 14. Клюнийская реформа X–XI вв., социальный и политический характер движения. 15. Духовная и светская власть на Западе (империя и папство): борьба за инвеституру. «Зенит средневекового папства»: Иннокентий III (1198-1216). 16. «Авиньонское пленение пап» и Великая западная схизма 1378-1417 гг. 17. Причины кризиса католической церкви и папства на рубеже XIII-XIV вв. «Авиньон-ское пленение пап». 18. Великая западная схизма 1378-1417 гг.: причины и последствия. Соборное движение как способ преодоления кризиса западной Церкви: Пизанский, Констанцский, Базельский и Ферраро-Флорентийский соборы. | выписки, план, рецензия | конспект | 10-11 неделя семестра |
7. | Тема 7. Католицизм. Монашеские ордены в истории Римской Католической Церкви 3. Монашеские общины в Западной Европе эпохи Средневековья и Раннего нового времени: - монашеские братства в Западной Европе V-VIII вв.: особенности монастырских общин в Ирландии. Деятельность св. Мартина (316-397 гг.) в Галлии.Особенности организации жизни общин: первые уставы для монастырей: в Марселе (св. Кассиан – V в.), в Монте-Кассино (св. Бенедикт – VI в.).Конструктивная роль монашества в эпоху раннего средневековья. - подъём монастырской интеллектуальной культуры в X-XI вв. и усиление идеологического влияния монастырей. Клюнийская реформа, ее сущность и последствия. - духовно-рыцарские ордена в XII-XV вв. и их роль в истории Западной Европы. - монашеское и евангелическое движение XII-XV вв.: кармелиты, цистерианцы, августинцы – внутренняя организация и социальные задачи; народная религиозность и нищенствующие ордены XIII в. (францисканцы и доминиканцы); - организация ордена иезуитов (XVI в.), значение его деятельности в укреплении идеологического влияния католической церкви. 4. Монашество в ХХ – XXI вв.: ордены «созерцательные» и «деятельные»; нищенствующие ордены и конгрегации (конгрегация Матери Терезы). | выписки, план, рецензия | конспект | 12 неделя семестра |
8. | Тема 8. Протестантизм: церкви и деноминации в Европе XVI – XX вв. 5. Причины и истоки Реформации в Западной Европе. 6. Учение М. Лютера и становление лютеранской церкви. 7. Реформация Жана Кальвина (Ковена): особенности учения и его роль в дальнейшем развитии протестантизма. Распространение кальвинизма во Франции, Нидерландах, Германии, Шотландии, Англии, странах Центральной Европы. Пуританские, пресвитерианские и реформатские общины. 8. История отдельных направлений в протестантизме: особенности становления, специфика учения и организации: - XVI в. - анабаптисты; меннониты; - XVII – XVIII в. - баптисты; квакеры; методисты; - XIXв. - мормоны; адвентисты и проч.; - протестантские объединения в XXв. | выписки, план, рецензия | конспект | 13-14 неделя семестра |
9. | Тема 9. Ислам: история возникновения; основы вероучения и культа 4. Основные источники мусульманского вероучения. Коран, Великая Сунна Пророка Мухаммада. 5. Мухаммад и его учение.Основные положения исламской догматики. 6. Ислам в повседневной жизни. Шариат: система разрешений (халал) и запретов (харам). Обряды и праздники в исламе: обрядовый жизненный цикл; годовой праздничный цикл, особенности мусульманского календаря. Система постов и пищевых запретов: священный месяц рамадан, культура питания. | выписки, план, рецензия | конспект | 15 неделя семестра |
10. | Тема 10. Исторические судьбы и основные направления ислама 4. Суннизм - самое влиятельное направление ислама. Его важнейшие особенности. Мазхабы суннизма: ханафизм, шафиизм, маликизм, ханбализм. Суннитские секты: ваххабиты. Страны преобладания суннизма. 5. Шиизм. Исторические условия и причины появления. Доктринальные институциональные расхождения с суннизмом. Течения внутри шиизма: кайсаниты, имамиты (Ирак), зайдиты (Йемен), «крайние» (гулат), исмаилиты (карматы - Афганистан, Индия, Пакистан). Страны, где шииты образуют большинство. 6. Хариджизм: Исторические условия и причины появления. Особенности хариджитского вероучения. Секты хариджитов и их исторические судьбы: азракиты, суфриты, ибадиты. 5. Суфизм.Исторические условия и причины появления. Особенности учения и религиозно-обрядовой практики суфизма. | выписки, план, рецензия | конспект | 16-17 неделя семестра |
Порядок оформления и предоставления результатов подготовки
|
|
к практическим занятиям
При подготовке к каждому практическому занятию магистры должны внимательно ознакомиться с планом занятия по соответствующей теме, перечитать свой конспект, составить на его основе план и рецензию, изучить рекомендованную дополнительную литературу и источники. Следует изначально оценить степень собственной подготовленности к занятию. В этом помогут методические рекомендации, которые сформулированы по каждой теме.
Порядок подготовки практического занятия
- изучение требований программы дисциплины и методических рекомендаций для подготовки к практическим занятиям;
- изучение цели и задач практического занятия;
- изучение плана вопросов и задания практического занятия;
- изучение содержания практического занятия;
- составление планов, конспектов и рецензий по теме практического занятия.
Критерии оценивания подготовки к практическим занятиям
Оценка «отлично» выставляется магистру, если он глубоко и прочно усвоил базовый материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с со всеми видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении вопросов на усвоение уровней обученности, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач, владеет правилами полемики, умеет аргументировано отставать свою точку зрения при ответах на вопрос продвинутого уровня.
Оценка «хорошо» выставляется магистру, еслион твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на базовый вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении вопросов продвинутого уровня, владеет необходимыми навыками и приемами его выполнения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется магистру, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении практического и теоретического материала, испытывает затруднения в полемических ситуациях, слабо владеет правилами дискуссии и затрудняется ответить на вопросы продвинутого уровня.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется магистру, еслине знает значительной части фактического и теоретического материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями справляется с базовыми вопросами, не владеет приемами полемики и не может отстаивать свою позицию.
Задания для подготовкии защиты доклада
№ п/п | Темы, наименование тем докладов | Задания | Формы отчетности | Сроки выполнения |
1. | Тема 5. Православие. Византийское богословие и его влияние на русскую православную традицию 1. Климент Александрийский и его оценка античной философии; вера и знание в учении Климента. 2. Ориген, его судьба и судьба его философии. 3. Афанасий Великий и его роль в утверждении тринитарного догмата. 4. Иоанн Златоуст – судьба и сочинения. 5. Василий Великий и его роль в христианской церкви (монашество, литургия). 6. Григорий Богослов – судьба и сочинения. 7. Григорий Нисский и его антропология. 8. Максим Исповедник и его учение о воле и личности человека. 9. Византийское богословие эпохи иконоборчества: Иоанн Дамаскин и Феодор Студит. Иоанн Дамаскин. 10. Фотий и его место в истории Церкви. 11. Борьба с платонизмом в XI—XIV вв. Николай Мефонский и решения Собора 1157 г. 12. Алексей Аристин (толкования на «Синопсис») 13. Феодор Вальсамон (толкования на «Номоканон») 14. Иоанн Зонара (толкования на «Синтагму») 15. Исихазм (Григорий Синаит, Григорий Палама) и «паламитские споры». 16. Феодосий Печерский и Федор Студит (практика монашеского устава). 17. Нил Сорский и исихазм Григория Синаита и Григория Паламы как основа нестяжательства. 18. Византийское богословие как основа реформы патриаха Никона. | написание и защита доклада | доклад | 8-9 неделя семестра |
Порядок оформления и предоставления результатов подготовки и защиты доклада
Порядок оформления и предоставления результатов подготовки и защиты доклада представлен в Фонде оценочных средств по дисциплине «Мировые религии в истории цивилизаций».
Критерии оценивания доклада
Оценка «отлично» выставляется магистру, если при подготовке и защите доклада он обнаружил полное знание дефиниций и терминов, а также фактического материала курса; умение выделять и анализировать причины и следствия исторического процесса; владение профессиональными навыками и умениями специалиста-исследователя применительно к темам курса.
Оценка «хорошо» выставляется магистру, если при подготовке и защите доклада он обнаружил основное знание содержания всех разделов и тем курса; умение оценивать факты и события курса; владение понятийным аппаратом курса.
Оценка «удовлетворительно» выставляется магистру, если при подготовке и защите доклада он обнаружил знание основ разделов и тем курса; умение последовательно излагать основные события курса; владение понятийным аппаратом курса.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется магистру, если при подготовке и защите доклада он обнаружил знание отдельных разделов и тем курса; умение формулировать основные факты и события курса; владение основными понятиями и категориями курса.