Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспособности студентов.

По результатам исследований установлено, что для успешного воспитания основных физических качеств студентов необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно этому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70—75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120—180 удар/мин; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70—75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120—150 удар/мин. Первая часть в семестре совпадает с более высоким функциональным состоянием организма, вторая — с его относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособностью имеет следующие особенности. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130—160 удар/мин с интервалами в 1—3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130—160 удар/мин и 110—130 удар/мин. Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности в недельном цикле, особенно, для недостаточно тренированных. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110—130, 130—160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце недели.

В практике физического воспитания определенной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства. Вторая задача требует 5—6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день.

При систематических занятиях различными видами спорта воспитываются определенные психические качества, отражающие объективные условия спортивной деятельности.

Обобщенные характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, следующие:

Ø длительное сохранение работоспособности в учебном труде;

Ø ускоренная врабатываемость;

Ø способность к ускоренному восстановлению;

Ø эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам;

Ø средняя выраженность эмоционального фона;

Ø успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость, высокая организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе;

Ø рациональное использование бюджета свободного времени для личностного и профессионального развития.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев.: Здоровья, 1987.

2. Бароненко В.А. Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. Второе издание. Москва. Альфа-М. ИНФРА-М.2010.

3. Дильман В.Д.Большие биологические часы. - М.: Знание, 1982

4. Динейка К.В Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: 1986.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии». Спб. Издательство «Питер».2000.-512 с.

6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2000. – 486 с.

7. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1983. -223 с.

8. Коваленко В.А. Физическая культура: Учебное пособие. - М.: Изд-во АСВ, 2000. - 432 с.

9. Лукьяненко В.П. Физическая культура. Учеб. Пособие для вузов,рек М-вом образования Рос. Федерации. Третье издание. Ростов н/Д. Феникс. 2004.-382 с.

10. Петрушин В.И. Валеология. Учебное пособие. Гардарики. 2004.-431 с.

11. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник для вузов по физич. культуре. ВЛАДОС-ПРЕСС.2002-605 с.

12. Солодков А.С. Сологуб Е.Б.Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник для высших учебных заведений физич. культуры.- М. Терра-Спорт. Олимпия Пресс. 2001.-520 с.

 
 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: