Исходным целостным звеном, объединяющим элементы тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия. Отдельное тренировочное занятие имеет 3 типичных части: подготовительную (разминка), основную, заключительную. Особенности структуры занятия вытекают из специфики их содержания, которое характеризуется:
строго избирательной направленностью;
2) повышенными функциональными нагрузками.
Для спортивной тренировки не типична множественность основных задач в одном занятии. Из-за повышенной сложности решаемых задач необходимо концентрировать внимание на небольшом круге задач.
А весь объем задач решается за счет увеличения числа занятий.
Если в содержании занятия решается несколько задач, то его структура усложняется, прежде всего, в основной части, т.е. сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередования нагрузок и отдыха и т.д.
Структура тренировочного занятия более монолитна, чем в других видах физического воспитания. Структура занятия зависит и от специализации, эта зависимость наблюдается в соответствии частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и т.д.
Для спортивно-тренировочных занятий характерна повышенная моторная плотность (круговая тренировка, интенсивно и экстенсивно интервальной работы).
Требования к занятия:
1. Цель занятий должна соответствовать общей цели обучения и тренировки.
2. Занятия должны воспитывать дисциплину, трудолюбие и спортивную мораль.
3.Строить занятия, таким образом, чтобы спортсмены сознательно и прочно овладевали технические навыки и развивали двигательные качества.
4.Каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и определяет содержание последующего.
5. Применять разнообразные методы обучения и совершенствования, соответствующие цели, содержанию занятий, степени подготовленности и возрастным особенностям занимающихся.
Существуют следующие типы занятий:
Учебные – где идет освоение нового материла (изучение)
Применяются на начальном этапе обучения у квалифицированных спортсменов при изучении тактических комбинаций.
Тренировочные – направлены на осуществление различных видов подготовки, они могут быть избирательной и комплексной направленности, широко используются в физической подготовке. Исполняют во II половине первой и в начале соревнований.
Учебно-тренировочные – здесь идет освоение нового материала его закрепление совершенствование и развитие физических качеств используются в подготовительном периоде.
Восстановление – в нем применяется небольшой суммарный объем нагрузки, ее разнообразие, эмоциональность, игровой метод, здесь идут восстановительные процессы после ударных микроциклов используют после и перед соревнованиями.
Модельные – проводятся по типу предстоящих соревнований, в период непосредственной подготовки к соревнованиям.
Контрольные – применяются для контроля за подготовленностью спортсменов. Планируются на всех этапах и периодах тренировки.
Основной формой организации обучения и тренировки (спортсменов) является тренировочное занятие (урок), при этом предусматриваются как индивидуальные, так и групповые занятия проводимые тренером с применением различных методов тренировки. В силу специфически игры преимущество отдается групповым занятия.
Структура каждого занятия имеет 3 части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть – (5-10 мин) готовит функционально и психологически к решению задач основной части занятия. – Содержание подготовительной части зависит от содержания основной части, упражнения не должны быть утомительны. Быть сходными по координации, динамике и направленности нагрузки с предстоящими действиями основной части урока.
Основная часть (35-70) – здесь идёт решение основных задач тренировки, изучение и совершенствование технико-тактических действий, развитие физических и психологических качеств, используют специально подготовительные, основные, игровые упражнения и учебные игры. Новый материал изучается в начале основной части, затем закрепляется и повторяется пройденный и совершенствование идет в конце основной части.
Заключение (5-10 мин.’) – снижение уровневой нагрузки, упражнение на расслабление, растягивание, концентрацию внимания, п/и разбор занятий.
Чаще всего занятия проводятся в групповой и поточной форме, круговым методом, кроме этого используется индивидуальная форма. Групповые занятия составляют основную часть занятия – однако в каждом занятии уделяется (10-15 мин) для индивидуального выполнения.