Влияние занятий шейпингом на состояние систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная)
и обменные процессы организма
Специальный эффект тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов тренировки – урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70% - такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетренированных (140 против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2 раза меньше и потребность миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на 100 г ткани).
Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости шейпинга для больных ИКС. Так как по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузке, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии.
Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией. Их физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их (100 % ДМПК и более, или 3 Вт/кг и более). Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артерио-венозной разницы по кислороду. Плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных ферментов.
Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается устойчивость организма к стрессорным воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием шейпинга чрезвычайно важен также его профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска НЕС – содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.
После проведения исследований было установлено, что уже 3-х месячный период занятий шейпингом выявил положительные сдвиги в состоянии кровообращения у занимающихся женщин. Даже у тех из них, у которых при первичном исследовании показатели сердечно-сосудистой деятельности находились в пределах физиологической нормы, наблюдались признаки улучшения внутрисистемных регуляторных взаимосвязей, что повышало функциональный уровень системы кровообращения. В конце 6-ти месячного периода занятий эта же тенденция направленности изменений сохранилась. Результатом указанных сдвигов явилась более или менее выраженная нормализация АД у большинства занимающихся.
Научные работы и результаты исследований конца XX века в области физики, биологии и философии создали предпосылки для расширения целевых границ шейпинг-системы и послужили основой для разработки в ней новых технологий.
В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом. Оздоровительный эффект шейпинга связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.
Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛПВ, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза).
В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система. Занятие шейпингом положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом изменений и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза.
Физические нагрузки вызывают повышенную потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается “жизненная емкость” легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них. Скоплении слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Легкие при систематических занятиях увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких. Занятие шейпингом также вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение.
Основные документы планировки. Виды и характеристика.
Основными документами планирования являются го-сударственная программа, учебный план, развернутый учебный план, тематизированная рабочая программа и конспект урока.
Учебный план и программа являются государственными доку-
ментами, утвержденными вышестоящими организациями (Феде-
рация гимнастики, Комитет физической культуры РФ), и обяза-
тельны для всех ДЮСШ. Остальные документы планирования раз-
рабатываются учителями-тренерами исходя из состояния спортив-
но-материальной базы и подготовленности занимающихся.
В программе содержится конкретный материал, ставятся обра-
зовательно-воспитательные задачи для каждой возрастной группы
занимающихся. В объяснительной записке к программе излагаются
общие требования, разрядные нормы и возрастные границы
занимающихся по разрядам.
В учебном плане перечисляются изучаемые дисциплины, указы-
вается количество часов, отводимых для их изучения. В нем пре-
дусмотрены теоретические и практические занятия, подготовка
судей по гимнастике.
Тематизированная рабочая программа составляется на основе
государственной и классификационной программ с учетом уровня
подготовленности занимающихся. Она представляет собой пе-
речень гимнастических упражнений, сгруппированных по темам,
для последовательного изучения с учетом преемственности и си-
стематичности. Упражнения в темах и темы в рабочей программе
располагаются таким образом, чтобы в овладении ими с наиболь-
шей полнотой можно было реализовать принципы постепенности и
последовательности, заблаговременно и постепенно развить
способности, необходимые для овладения наиболее сложными уп-
ражнениями, сохранить время на техническую подготовку гимна-
стов и сэкономить их силы.
После того как изучаемый материал сгруппирован (на основа-
нии личного опыта) по темам, определяется ______Xколичество повторений
для каждой темы. Тема может изучаться на одном, двух, трех и
более уроках, причем если какой-то элемент для освоения требует
большего числа повторений, он повторяется при изучении
следующих тем. Каждой теме присваивается порядковый номер.
Количество повторений темы фиксируется следующим образом.
Например, если тема 3 изучается 3 раза, то в конспекте это запи-
сывается так: тема 3 1/з> т-е- 3-я тема рассчитана для изучения на
трех уроках (в знаменателе — 3), а в данном уроке встречается
впервые (в числителе — 1).
Технология составления тематизированной рабочей программы
такова: сначала определяют элементы, которые предстоит изучить,
они группируются по темам; затем определяется количество
повторений в каждой теме. Например, для изучения акроба-
тических упражнений, включенных в вольные упражнения, можно
предложить следующее планирование:
Тема (Т) 1/2 — Перекаты из различных и. п. в различные ко-
нечные положения, кувырок вперед.
Т 2/2 — Перекат назад в стойку на лопатках. Кувырок назад.
Т 3/3 — Стойка на голове и руках. Равновесие на одной ноге.
Т 4/2 — Сед с прямыми ногами. Прыжок с поворотом кругом.
Т 5/2 — Падение в упор лежа, перемах двумя в упор лежа сзади.
Т 6/3 — Стойка на руках. Перекидной прыжок.
Т 7/3 — Переворот в сторону.
Таким образом, все элементы, включенные в вольные упраж-
нения для юношей, сгруппированы в семь тем и будут изучаться
а 17-ти уроках (этой цифре равна сумма знаменателей). Такая
тематическая рабочая программа составляется для всех видов гим-
настического многоборья.
Развернутый учебный план удобнее составлять на определенный
период учебной работы: в школе, ПТУ — на учебную четверть, в
ДЮСШ — на этап тренировочного цикла. Он позволяет тренеру
наглядно убедиться в методической правильности распределения
учебного материала в запланированном отрезке времени. При со-
ставлении развернутого учебного плана учитывается чередование
видов упражнений, темп формирования умений и навыков. При-
ведем примерный развернутый учебный план для юношей младших
Конспект урока составляется на основании развернутого учеб-
ного плана и тематизированной рабочей программы. В нем под-
робно раскрываются задачи и содержание занятия. Технология составления документов планирования предпола-
гает умение педагога-тренера анализировать всю систему знаний и
умений, которую должен получить гимнаст в процессе учебно-
тренировочных занятий.
Учет результатов учебно-тренировочной работы
В практике работы по гимнастике применяются три вида учета:
предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный учет предусматривает получение необходи-
мых данных, которые помогут сформировать представление о кон-
тингенте занимающихся. К ним относятся: возраст, результаты
медицинского осмотра, результаты проверочных испытаний, оп-
ределяющих уровень развития ведущих для гимнастики двигатель-
ных способностей (силы, гибкости, координации движений и
прыгучести), показатели антропометрических измерений. Все дан-
ные фиксируются в журнале или личной карточке спортсмена. По
результатам предварительного учета формируются учебные груп-
пы. С помощью данных предварительного учета и последующих
испытаний можно проследить динамику спортивно-технического
роста занимающихся.
Текущий учет предназначен для контроля за ходом учебно-вос-
питательного процесса, состоянием здоровья, ростом спортивно-
технической и физической подготовленности, развитием способ-
ностей гимнаста и его воспитанностью. Данные текущего учета
позволяют своевременно вносить нужные коррективы в планиро-
вание и методику проведения занятий, применять дифференци-
рованный, индивидуальный и личностный подход в учебно-тре-
нировочном процессе.
Итоговый учет проводится при завершении определенного этапа
тренировочной работы. Он дает возможность объективно судить о
результатах, достигнутых в совместной работе тренера и ученика,
оценить правильность планирования, наметить перспективу даль-
нейшей работы.