Спор о природе человека

 

Древнекитайский философ Лао-цзы как-то сказал: «Природа человека подобна иве, а справедливость подобна чаше. Воспитывать в человеке человеколюбие и справедливость - это все равно, что из ивы сделать чашу».

Мэн-цзы на это заявил: «Можете ли вы, оставив нетронутой иву, сделать из нее чашу? Вы должны сначала срубить иву, а затем сделать из нее чашу. И если надо срубить иву, чтобы сделать чашу, то в таком случае тоже нужно нанести ущерб человеку, чтобы воспитать в нем человеколюбие и справедливость. Ваши слова приведут к тому, что все люди Поднебесной будут считать человеколюбие и справедливость бедствием».

Но у Лао-цзы был припасен еще один аргумент: «Природа человека подобна бурлящему потоку воды: откроешь ему путь на восток – потечет на восток, откроешь ему путь на запад – потечет на запад. Природа человека не разделяется на добрую и недобрую, подобно тому, как вода в своем течении не различает востока и запада».

Мэн-цзы на это ответил возражением: «Вода действительно не различает востока и запада. Но разве она не различает, где верх и где низ? Стремление природы человека к добру подобно стремлению воды течь вниз. Среди людей нет таких, которые бы не стремились к добру, так же как и нет такой воды, которая бы не стремилась течь вниз. Если ударять по воде и приводить ее в движение, можно заставить ее подняться выше лба. Если же устроить преграду и приводить ее в движение, то можно заставить подняться воду в гору. Но разве это зависит от природы воды? Сила привела к этому. Пусть природа человека подобна природе воды, но сила культуры придает ей направление».

 

Конфуцианец Мэн-цзы считает человека добрым от природы. Т.о., основы всех добродетелей заключены в человеке от рождения, и ему надо лишь хранить и развивать их. Человек, как только он родится, получает «великий удел». Это – сущность человека. Она включает также еще и «переменный удел». Под великим уделом подразумевается то, что предопределено Небом и над чем человек не властен. Переменный же удел связан с тем, что зависит от человека, от его личных усилий. Природу человека можно сравнить с произрастанием риса. Как не всякое рисовое зернышко созревает, так и не в каждом человеке проявляются заложенные в нем потенции. В обоих случаях требуются действия, усилия. Небо вложило в человека потенциальное добро, но для того, чтобы то проявилось, ему следует действовать в соответствии с правилами должного воспитания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: