double arrow

Даосизм – философия всеобщего «пофигизма»

 

Что такое дао? Язык не в состоянии адекватно выразить сущность дао. Оно безымянно, поскольку все имена означают нечто определенное, дао же есть верховный принцип по ту сторону всех различий – «путь природы и жизни». По мысли китайского философа Чжуан-цзы, дао можно описать лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках.

«Мерило человека – земля, мерило земли – небо, мерило неба – дао, мерило дао – оно само».

Согласно даосскому учению, человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и определяемая дао (а потому истинная), другая – искусственная, порождаемая и определяемая страстями, свойственными человеческому «я» (оттого ложная). Исходя из этого, идеальным человеком считается тот, в котором истинная натура возобладает над ложной. Поэтому праведный путь мудреца состоит в том, чтобы позволить дао руководить собой, внутренне освободившись от всякой эгоистической деятельности.

Мудрец действует через недеяние. Он не совершает никаких попыток вмешательства в происходящее. Чем меньше человек старается планировать, руководствуясь собственными желаниями, тем полнее вещи следуют дао. Чем больше законов и предписаний, тем больше совершается преступлений. Чем меньше правитель вмешивается в дела, тем благополучнее живет народ.

Многочисленные моральные предписания говорят о том, что настоящая добродетель утрачена. Кто живет добродетельно не размышляет об этом и не нуждается в правилах, которых должен придерживаться.




Наши мысли, опыт, шкала ценностей относительны.

 

Чжуан-цзы

 

Сон о бабочке

Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой – счастливой бабочкой, которая порхала среди цветов в свое удовольствие и вовсе не знала, что она – Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я – Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он – бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она – Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие. Вот что такое превращение вещей!

 

Постижение дао возможно лишь на мистическом пути, о котором говорят образами. Дух человека должен обрести покой – ведь незамутненной бывает только неподвижная вода. Он должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер дао понесет его, словно лист.

 

СИНТЕЗ

 






Сейчас читают про: