double arrow

Человек в поисках смысла: образы любви

Разговор о сущности любви – это разговор о сущности человека, человеческого существования. Хотя мы можем обнаружить некое подобие любви и у животных, но мы вынуждены признать, что это относится только лишь к области инстинктов. Данная область у человека тоже есть, но имеет лишь остаточные проявления. Человек – часть природы, но все же, однажды оторвавшись от нее и противопоставив себя ей, он уже не может к ней вернуться. Что же человеку остается? Идти вперед, к неизведанному, развивая свои чувства и мысли, чтобы отыскать новую гармонию – гармонию человеческую.

Кто человеку поможет в этом? В чем человек может быть уверен на этом пути? Увы, он может быть уверен только в прошлом, которого уже нет, а что касается будущего, то он может быть уверен только в том, что рано или поздно умрет. В этом источник того, что в экзистенциальной философии называется отчужденностьючеловека, порождающей тревогу и страх в его душе. Отчужденность – источник внутренней неудовлетворенности человека, стремления к гармонии, совершенству, идеалу.

Однако у отчужденности есть еще иное проявление, непосредственно связанное с нашим полом, порождающее чувство стыда и вины. Казалось бы, чего стыдиться и за что себя винить, ведь это вполне естественное свойство человеческой природы? Попробуем разобраться. В библейской истории о первородном грехе Адама и Евы мы можем увидеть рождение этих неведомых доселе чувств. Адам и Ева вдруг впервые почувствовали себя чужими, чуждыми друг другу, потому что они еще не умели и не научились друг друга любить. Осознание человеческой разобщенности без воссоединения любовью – вот подлинный источник отчуждения, порождающий чувство вины и стыда.




 

Эрих Фромм

Адам и Ева

Они близки друг к другу и все же чувствуют, что разделены, отдалены друг от друга. Они испытывают глубочайший стыд: стыд оттого, что видят друг друга «нагими» и одновременно чувствуют взаимное отчуждение, невероятную пропасть, разделяющую их. «Они сделали себе опоясания», пытаясь тем самым избежать всей полноты человеческих отношений – скрыть наготу, в которой они предстали друг перед другом. Но стыд, как и чувство вины, не спрячешь за фиговым листом. Они не сблизились друг с другом и в любви; возможно они и желали друг друга физически, но физическая близость не устраняет отчужденности между людьми. И то, что они действительно не любили друг друга, проявляется в том, как они друг к другу относятся: Ева даже не пытается защитить Адама, а Адам стремится избежать наказания, обвиняя во всем Еву, а не защищая ее.



 

В первобытную эпоху весь человеческий род еще ощущает себя единым с природой. Земля, растения, животные, человек – все это единый мир, пронизанный магическими родственными отношениями. В эту суровую эпоху, когда человечество балансировало на грани жизни и смерти, люди находили духовное удовлетворение и преодолевали отчужденность посредством того, что отождествляли себя с животными, ища у них защиты и покровительства. Речь идет о господствующих в первобытную эпоху верованиях и культах тотемизма. Но чем больше человек обособлялся от мира природы, создавая для себя отвоеванную у ней культурную среду обитания, тем более в нем нарастало чувство отчужденности, одиночества, неудовлетворенности. Эта тоска по «потерянному раю» существует у человека по сей день. Она выражается в постоянном поиске смысла и гармонии, обрести которые человек может только в любви.

Например, Альберт Великий нравственную способность человека к добру видел именно в подсознательном воспоминании об изначально благой жизни до грехопадения (синдересис).

Любовь – широкое понятие. Оно может обозначать самые разные чувства: это и материнская любовь, родственная любовь, и любовь-дружба, привязанность, это и эротическая любовь-страсть между мужчиной и женщиной, это и жертвенная любовь, любовь-сострадание, милосердие, это и любовь в отношении утверждения тех или иных духовных ценностей, например, любовь к Родине (патриотическая любовь), любовь к искусству, любовь к родной истории или культуре. Так, наверное, можно продолжать до бесконечности. Давайте остановимся не на всех видах любви, а только лишь на трех, характерных для всех людей – это любовь-эрос, «платоническая любовь» и любовь-агапэ.

Любовь-эрос – это любовь-страсть. Часто ее называют также влюбленностью. В человеке поселяется и человеком овладевает некая довлеющая над ним сила, которая будоражит чувства, определяет мысли и поступки человека. Это чувство иногда спокойное и ровное, иногда мучительное и болезненное, а иногда радостное и торжественное.

Сапфо

Любимая

Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко

Перед тобой сидит, твой звучащий нежно слушает голос

И прелестный смех. У меня при этом

Перестало бы сразу сердце биться:

Лишь тебя увижу, – уж я не в силах вымолвить слова.

Но немеет тотчас язык, под кожей

Быстро легкий жар пробегает, смотрят,

Ничего не видя, глаза, в ушах уже –

Звон непрерывный.

Потом жарким я обливаюсь, дрожью

Все тело охвачено, зеленее

Становлюсь травы, и вот-вот как будто

С жизнью прощусь я.

Но терпи, терпи: чересчур далёко

Все зашло…

В отличие от проявления любви в первобытную эпоху, любовь-эрос – это индивидуальная любовь, направленная на конкретного человека. Она поэтизирует «телесность» избранного человека. В этом заключается духовность эротической любви. Любовь-эрос характеризуют не морально-этические, а эстетические категории, связанные с понятием «идеала» красоты. Две вечные темы эротической любви – темы верности и ревности. Именно эти темы подчеркивают индивидуальный и эстетический характер этого вида любви.

«Оправдание» маркиза де Сада

Тезис 1: Апелляция к греху. Текст Библии. Прелюбодеяние – смертный грех.

Антитезис 1: Культурно-исторические особенности Библии, например, запрет поедания свинины, запрет есть мясо морских животных (кроме рыб), запрет ростовщичества, легализация рабства.

Тезис 2: Противоестественность, отклонение от нормы.

Антитезис 2: Природа не может вредить себе. Все естественно, что вызывает удовольствие. Удовольствие – лучший индикатор.

Тезис 3: Грязь, вызывает отвращение.

Антитезис 3: Грязь не вызывает отвращения (например, у детей, играющих во дворе, у садоводов, копающихся в земле).

Тезис 4: Опасно для здоровья.

Антитезис 4: Опасным для здоровья может быть что угодно (неправильное питание, заболевания, травмы, стрессы, экология).

Тезис 5: Развращение несовершеннолетних.

Антитезис 5: Не меньше «развращает» лицемерие взрослых, полуправда, психологическое давление, чрезмерная требовательность или наоборот, поощрение эгоизма, избалованность.

Тезис 6: Непостоянство и неразборчивость в связях, отсутствие глубины чувств, влюбленности, отношение к человеку как к средству, а не цели.

Антитезис 6: Это игра, развлечение, выброс энергии (например, в спортивной игре меняются партнеры, соперники, состав команды и это в порядке вещей).

Тезис 7: Это противоречит «семейным ценностям», подрывает институт семьи, создает демографические проблемы.

Антитезис 7: Больший урон семейным ценностям наносят социальные, политические и экономические проблемы.

Синтез: Негативное отношение определяется не сколько разумом, сколько эмоциями – чувством отвращения и брезгливости. В мире повседневности это может порождать фобии и навязчивые идеи наподобие расизма, деления людей на «своих» и «чужых». Когда имеешь «образ врага» можно не задумываться о собственных проблемах.

 

Что такое «платоническая любовь»? Рождение данного понятие связано с произведением «Пир» древнегреческого философаПлатона. Платон говорит о чувственной и духовной ступенях любовного переживания. Чувственное начало ограничивается красивыми формами зримого, тяготеет к тому, что воспринимается непосредственно. Лишь духовная любовь поднимается к высотам идеального, видит запредельное. Любовь как бы ведет человека вверх, осуществляет восхождение к истинно прекрасному, духовному, бессмертному. В «Пире» больше, чем в любом другом философском произведении, видна борьба между силой желания и потребностью в логическом самовыражении. Логос противостоит страсти, логика борется с Пафосом. Герой этого произведения Сократговорит следующее: «Не все те, кто влюблены во что-то или в кого-то любят по-настоящему. Телесная любовь есть лишь проявление более глубокого стремления человека к неуловимой Красоте, которая возносит Эрос выше любого физического действия».

По Платону, путь к постижению любви – это совершенствование, преобразование первоначального сексуального желания в стремление к чему-то большему, абсолютному. Что же является целью наших стремлений? Читаем у Платона: «Вот каким путем нужно идти в любви: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради этой высшей красоты вверх – от одного прекрасного тела к двум, от двух – ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным делам, а от прекрасных дел к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о высшей красоте, и не познаешь наконец, что же есть красота». И далее: «Если бы кому-нибудь довелось увидеть высшую красоту чистой, без примесей и без искажений, не обремененную человеческой плотью, человеческими красками и всяким другим бренным вздором, если бы эту божественную красоту можно было увидеть воочию в цельности ее идеи? Неужели ты думаешь, что человек, устремивший к ней взгляд, подобающим образом ее созерцающий и с ней неразлучный, может жить жалкой жизнью? Неужели ты не понимаешь, что, лишь созерцая красоту тем, чем ее и надлежит созерцать, он сумеет родить не призраки совершенства, а совершенство истинное, потому что постигает он истину, а не призрак? А кто родил и вскормил истинное совершенство, тому достается в удел любовь богов, и если кто-либо из людей бывает бессмертен, то именно он».

В этой характеристике любви видится сходство концепции Платона с таким видом любви, как любовь-агапэ. Что это за вид любви? Это жертвенная любовь, любовь-сострадание. Эта любовь может быть источником страданий для человека, а может быть источником полной и глубокой радости. Характерным примером такой любви является религиозная любовь, которая обращена не только к Богу, но и к любому его творению.

 






Сейчас читают про: