Из «Нагорной проповеди»

Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

А Я же говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Да будьте сынами Отца нашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный» (Библия. Евангелие от Матфея. 5, 43-48).

 

Бл. Августин. Истинная любовь направлена на Бога. Только в ней человек находит ориентир для своих поступков. Если же любовь истинна, то нет нужды ни в каком моральном законе. «Люби и твори, что хочешь». Мы можем пользоваться внешними благами лишь ради высшей цели – любви к Богу, мы любим ради самой этой любви. Но если мы извлекаем из внешних благ наслаждение ради самих себя, то искажаем подлинную цель любви.

Любовь-агапэ может происходить только от внутреннего нравственного богатства человека, ведь она совершенно бескорыстна и не просит ничего в ответ. Она есть стремление любить так, как любит Бог созданный им мир, – от полноты и от избытка, ради самой любви. Но мы же не можем в своих мыслях и чувствах «копировать» Бога. Этого и не требуется. Но в нашей власти, если мы обладаем радостью бытия, поделиться этой радостью с другим, подарить другому возможность светлого видения действительности. Это любовь «от избытка», а не «от недостатка», и поэтому она ничего не требует взамен. Избирательная любовь – это любовь-эрос. Эрос выбирает в любимые лишь того, к кому можно тянуться, до кого следует взлетать. Он никогда не почтит своим вниманием недостойного, неинтересного, ничтожного. Но Эрос требует и взаимной любви, страсти, привязанности. А любовь-агапэ – это сострадание, жалость ко всем, к любому, даже самому низкому и порочному. Ведь любой человек, как бы грешен, злобен, безобразен он ни был, нуждается в любви-сострадании и достоин ее. А эта жалость и сострадание не может унизить человека? Вовсе нет, ведь она дается не свысока, она основана на принципиальном равенстве людей, на том, что все – «божьи дети», только одни идут верным путем, а другие – заблудились, сбились с дороги, следовательно, именно они более чем кто-либо нуждаются в жалости, сострадании, протянутой руке.

Эрих Фромм писал: «Любовь есть связь, предполагающая сохранение целостности личности. Любовь – это действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохраняя свою целостность».

Вера в любовь, возможную как общесоциальное, а не исключительно индивидуальное явление, есть разумная вера, в основе которой – отражение самой сокровенной сущности человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: