Тема 7. Научно-исследовательская и изобретательская деятельность в строительстве
Цель, объект и предмет научного исследования.
Основные виды научных исследований.
Целью научного исследования является всестороннее и достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке научных принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (в практику) полезных для человека результатов.
В каждом научном исследовании выделяется объект и предмет исследования.
Объектом научного исследования является материальная или идеальная природная или искусственная система.
Предмет научного исследования - этo структура системы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, качества и т. д.
По характеру связей с общественным научные исследования классифицируются на следующие основные виды:
- фундаментальные;
- прикладные;
|
|
- разработки.
Фундаментальные научные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов и методов исследования с целью расширения научного знания общества и установления их практической пригодности.
Эти исследования ведутся на границе известного и неизвестного и обладают наибольшей степенью неопределенности.
Прикладные научные исследования направлены на поиск способов использования законов природы, на создание новых и совершенствование существующих средств и способов человеческой деятельности. Они базируются на знаниях, полученных при проведении фундаментальных исследований.
В свою очередь, прикладные исследования подразделяются на следующие:
- поисковые;
- научно-исследовательские;
- опытно-конструкторские.
При проведении поисковых исследований устанавливаются факторы, влияющие на объект, а также пути создания новых технологий и техники.
В результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники.
При выполнении опытно-конструкторских исследований осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой конструкции, машины, прибора.
В результате проведения фундаментальных и прикладных исследований накапливается новая научно-техническая информация, преобразование которой в форму, пригодную для освоения в промышленности и строительстве, приводит к разработке.
Разработка направлена на создание новой и совершенствование существующей техники, материалов, конструкций и технологий. Ее конечной целью является подготовка результатов прикладных исследований к внедрению.
|
|
По степени важности научные исследования подразделяются на следующие:
- важнейшие работы, выполняемые по специальным постановлениям государственных органов;
- работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ведомств;
- работы, выполняемые по инициативе и планам научно-исследовательских организаций.
В зависимости от источников финансирования научные работы подразделяются на следующие:
- на госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
- хоздоговорные, финансируемые организациями-заказчиками на основе хозяйственных договоров;
- не финансируемые, выполняемые по договорам о сотрудничестве или по личной инициативе.
Определение научной проблемы, темы, научных вопросов
Каждую научно-исследовательскую работу относят к определенному научному направлению, включающему в себя науку или комплекс наук, в области которых ведутся исследования.
Различают следующие основные научные направления:
- техническое;
- математическое;
- биологическое;
- историческое и др.
Каждое основное научное направления исследований допускает, в свою очередь, более мелкую детализацию.
Строительные науки относятся к техническому направлению исследований, хотя среди них имеются и такие отрасли, которые могут быть отнесены к физико-математическому направлению, например, строительная механика, теория упругости и пластичности.
Структурными единицами научного направления являются; комплексные научные проблемы, научные проблемы, темы и научные вопросы.
Комплексная проблема представляет собой совокупность нескольких проблем, объединенных единой целью.
Проблема - это совокупность сложных теоретических и практических задач, решение которых носят актуальный для общества характер.
Тема научного исследования - это составная часть проблемы, относящаяся к определенному кругу научных вопросов;
Научный вопрос - это мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.
Проблема возникает тогда, когда практическая деятельность встречает затруднения в реализации определенных целей. В зависимости от масштаба этих целей она может быть глобальной, национальной, отраслевой, межотраслевой и т. п.
Кроме рассмотренных выше, различают проблемы общие и специфические.
К общим проблемам относят такие, которые направлены на удовлетворение потребностей всего человеческого сообщества в масштабе нашей планеты, отдельной страны, региона.
К специфическим проблемам относят такие, которые характерны для определенных производств в различных отраслях народного хозяйства.