double arrow

Определение научной проблемы, темы, научных вопросов


Тема 7. Научно-исследовательская и изобретательская деятельность в строительстве

Цель, объект и предмет научного исследования.

Основные виды научных исследований.

Целью научного исследованияявляется всестороннее и достоверное изучение объекта, процесса или явления, их струк­туры, связей и отношений на основе разработанных в науке на­учных принципов и методов познания, а также получение и вне­дрение в производство (в практику) полезных для человека ре­зультатов.

В каждом научном исследовании выделяется объект и пред­мет исследования.

Объектом научного исследованияявляется материальная или идеальная природная или искусственная сис­тема.

Предмет научного исследования- этo структура сис­темы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, качества и т. д.

По характеру связей с общественным науч­ные исследования классифицируются на следующие основные виды:

- фундаментальные;

- прикладные;

- разработки.

Фундаментальные научныеисследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на соз­дание новых принципов и методов исследования с целью расши­рения научного знания общества и установления их практиче­ской пригодности.




Эти исследования ведутся на границе извест­ного и неизвестного и обладают наибольшей степенью неопределенности.

Прикладные научные исследования направлены на поиск способов использования законов природы, на создание новых и совершенствование существующих средств и способов человече­ской деятельности. Они базируются на знаниях, полученных при проведении фундаментальных исследований.

В свою очередь, прикладные исследования подразделяются на следующие:

- поисковые;

- научно-исследовательские;

- опытно-конструкторские.

При проведении поисковых исследований устанавливаются факторы, влияющие на объект, а также пути создания но­вых технологий и техники.

В результате научно-иссле­довательских работ создаются новые технологии, опытные уста­новки, приборы, образцы техники.

При выполнении опытно-конструкторских исследований осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой конструкции, машины, прибора.

В результате проведения фундаментальных и прикладных исследований накапливается новая научно-техническая информа­ция, преобразование которой в форму, пригодную для освоения в промышленности и строительстве, приводит к разработке.

Разра­ботка направлена на создание новой и совершенствование суще­ствующей техники, материалов, конструкций и технологий. Ее конечной целью является подготовка результатов прикладных исследований к внедрению.



По степени важности научные ис­следования подразделяются на следующие:

- важнейшие работы, выполняемые по специальным поста­новлениям государственных органов;

- работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ведомств;

- работы, выполняемые по инициативе и планам научно-исследовательских организаций.

В зависимости от источников финансирования научные ра­боты подразделяются на следующие:

- на госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

- хоздоговорные, финансируе­мые организациями-заказчиками на основе хозяйственных дого­воров;

- не финансируемые, выполняемые по договорам о со­трудничестве или по личной инициативе.

 

Определение научной проблемы, темы, научных вопросов

 

Каждую научно-исследовательскую работу относят к опре­деленному научному направлению, включающему в себя науку или комплекс наук, в области которых ведутся исследования.

Различают следующие основные научные направления:

- техническое;

- математическое;

- биологическое;

- истори­ческое и др.

Каждое основное научное направления исследований допускает, в свою очередь, более мелкую детализацию.



Строительные науки отно­сятся к техническому направлению исследований, хотя среди них имеются и такие отрасли, которые могут быть отнесены к физи­ко-математическому направлению, например, строительная меха­ника, теория упругости и пластичности.

Структурными единицами научного направления являются; комплексные научные проблемы, научные проблемы, темы и научные вопросы.

Комплексная проблема представляет собой совокупность нескольких проблем, объединенных единой целью.

Проблема - это совокупность сложных теоретических и практических задач, решение которых носят актуальный для общества характер.

Тема научного исследования - это составная часть про­блемы, относящаяся к определенному кругу научных вопросов;

Научный вопрос - это мелкие научные задачи, относя­щиеся к конкретной теме научного исследования.

Проблема возникает тогда, когда практическая деятельность встречает затруднения в реализации определенных целей. В зави­симости от масштаба этих целей она может быть глобальной, на­циональной, отраслевой, межотраслевой и т. п.

Кроме рассмотренных выше, различают проблемы общие и специфические.

К общим проблемамотносят такие, которые на­правлены на удовлетворение потребностей всего человеческого сообщества в масштабе нашей планеты, отдельной страны, регио­на.

К специфическим проблемамотносят такие, которые харак­терны для определенных производств в различных отраслях на­родного хозяйства.







Сейчас читают про: