double arrow

Основные методы познания и научных исследований


Метод— это способ достижения цели.

К общенаучным методам познания и научных исследований относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, аб­страгирование, формализация, анализ и синтез, индук­ция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетичёский, исторический и системные методы.

Наблюдение -это восприятие и отбор сущест­венных фактов (качественных или количественных), характеризующих объект исследования, на основе определенной гипотезы или теории без воздействия на него.

Сравнение— это установление различия между объектами исследования или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

Счет — это нахождение числа, определяющего ко­личественное соотношение однотипных объектов или т параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение — это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Эксперимент - это метод научного исследования, при кото­ром происходит исследование объекта в точно учитываемых условиях, задаваемых экспериментатором, позволяющий сле­дить за изучаемым объектом и управлять им.Эксперимент, как и наблюдение, может быть качественным (обычно на ранних ста­диях наблюдения) и количественным.




В отличие от наблюдения эксперимент позволяет:

- исключить влияние побочных факторов, упрощая иссле­дуемый объект, и вводить новые факторы, усложняя его;

- при необходимости воспроизводить исследуемое явление многократно;

- изучать свойства явлений, не существующих в природе в чистом виде;

- создавать новые искусственные объекты;

- изучать свойства предметов в критических условиях (например, при разрушении объекта, при потере устойчивости элементов стержневых систем, при высоких и низких темпера­турных воздействиях и т. п.)..

Объяснение- это метод научного познания, с помощью которого составляется объективная основа изучаемого явления или процесса.Оно позволяет выдвинуть гипотезу или предложить теорию исследуемого класса явлений или процессов.

Обобщение— определение общего понятия, в ко­тором находит отражение главное, основное, характери­зующее объекты данного класса. Это средство для обра­зования новых научных понятий, формулирования зако­нов и теорий.

Абстрагирование— это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей отношений предме­тов и выделение нескольких сторон, интересующих ис­следователя. Оно, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются несущественные свойства, связи и т. д. На втором—исследуемый объект заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, сохраняющую главное в слож­ном.



Формализация — отображение объекта или яв­ления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т. д) и обеспечение возмож­ности исследования реальных объектов и их свойств че­рез, формальное исследование соответствующих знаков.

Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором некоторые утвержде­ния (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по опре­деленным логическим правилам. Общеизвестной, напри­мер, является аксиома о параллельных линиях (не пе­ресекаются), которая принята в геометрии без доказа­тельств.

Анализ - это метод исследования, заключающийся в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта, или его признаки, свой­ства, отношения), и каждая из частей исследуется отдельно.

Синтез - это метод исследования, позволяющий осущест­влять соединение элементов (частей) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между ними и познавать объекты исследования как единое целое.



Индукция- это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).В таком умозаключении об­щий вывод о признаках совокупности элементов делается на ос­нове исследования части элементов этой совокупности.

Дедукция - это форма научного позна­ния, посредством которой вывод об отдельном элементе некото­рой совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности, то есть это метод перехода от общих представле­ний к частным.

Аналогия – этот метод научного познания посредством которого достигается знание о пред­метах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.

Моделирование- это метод научного познания, заклю­чающийся в замене изучаемого объекта его специально создан­ным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала.При этом модель должна содержать существенные черты реального объекта.

Моделирование является одной из основных категорий тео­рии познания, на его идее базируется практически любой метод научного исследования как теоретический, при котором исполь­зуются различные абстрактные (идеальные) модели, так и экспе­риментальный, использующий предметные (материальные) моде­ли. К абстрактным моделям относят мысленные, логические, во­ображаемые (логико-математические) и математические модели. Последние описываются тождественными с оригиналом уравне­ниями. К материальным относят физические, вещественные или действующие модели. Они сохраняют физическую природу ори­гинала.

Гипотетический метод познания предполага­ет разработку научной гипотезы на основе изучения фи­зической, химической и т. п. сущности исследуемого яв­ления с помощью описанных выше способов познания и затем формулирование гипотезы, составление расчет­ной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, раз­работка теоретических положений.

Как в социально-экономических и гуманитарных нау­ках, так и в естественных и технических исследованиях часто используют исторический метод познания. Этот метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь по­лучает дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе их развития.

Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосу­ществимы (например, идеальный газ, абсолютно твердое тело). В результате идеализации реальные объекты ли­шаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

При анализе явлений и процессов в сложных систе­мах возникает потребность рассматривать большое 'ко­личество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделять главное при помощи

Метод ранжирова­ния – это размещение факторов по определенным правилам в ряд убывающей или возрас­тающей последовательности по степени влияния на объект исследования, выделение главных и исключение второстепенных факторов.


 







Сейчас читают про: