Метод — это способ достижения цели.
К общенаучным методам познания и научных исследований относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетичёский, исторический и системные методы.
Наблюдение -это восприятие и отбор существенных фактов (качественных или количественных), характеризующих объект исследования, на основе определенной гипотезы или теории без воздействия на него.
Сравнение — это установление различия между объектами исследования или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
Счет — это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или т параметров, характеризующих те или иные свойства.
Измерение — это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
|
|
Эксперимент - это метод научного исследования, при котором происходит исследование объекта в точно учитываемых условиях, задаваемых экспериментатором, позволяющий следить за изучаемым объектом и управлять им.Эксперимент, как и наблюдение, может быть качественным (обычно на ранних стадиях наблюдения) и количественным.
В отличие от наблюдения эксперимент позволяет:
- исключить влияние побочных факторов, упрощая исследуемый объект, и вводить новые факторы, усложняя его;
- при необходимости воспроизводить исследуемое явление многократно;
- изучать свойства явлений, не существующих в природе в чистом виде;
- создавать новые искусственные объекты;
- изучать свойства предметов в критических условиях (например, при разрушении объекта, при потере устойчивости элементов стержневых систем, при высоких и низких температурных воздействиях и т. п.)..
Объяснение - это метод научного познания, с помощью которого составляется объективная основа изучаемого явления или процесса.Оно позволяет выдвинуть гипотезу или предложить теорию исследуемого класса явлений или процессов.
Обобщение — определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Это средство для образования новых научных понятий, формулирования законов и теорий.
Абстрагирование — это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. Оно, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются несущественные свойства, связи и т. д. На втором—исследуемый объект заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, сохраняющую главное в сложном.
|
|
Формализация — отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т. д) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через, формальное исследование соответствующих знаков.
Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам. Общеизвестной, например, является аксиома о параллельных линиях (не пересекаются), которая принята в геометрии без доказательств.
Анализ - это метод исследования, заключающийся в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта, или его признаки, свойства, отношения), и каждая из частей исследуется отдельно.
Синтез - это метод исследования, позволяющий осуществлять соединение элементов (частей) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между ними и познавать объекты исследования как единое целое.
Индукция - это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).В таком умозаключении общий вывод о признаках совокупности элементов делается на основе исследования части элементов этой совокупности.
Дедукция - это форма научного познания, посредством которой вывод об отдельном элементе некоторой совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности, то есть это метод перехода от общих представлений к частным.
Аналогия – этот метод научного познания посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.
Моделирование - это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала.При этом модель должна содержать существенные черты реального объекта.
Моделирование является одной из основных категорий теории познания, на его идее базируется практически любой метод научного исследования как теоретический, при котором используются различные абстрактные (идеальные) модели, так и экспериментальный, использующий предметные (материальные) модели. К абстрактным моделям относят мысленные, логические, воображаемые (логико-математические) и математические модели. Последние описываются тождественными с оригиналом уравнениями. К материальным относят физические, вещественные или действующие модели. Они сохраняют физическую природу оригинала.
Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т. п. сущности исследуемого явления с помощью описанных выше способов познания и затем формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.
Как в социально-экономических и гуманитарных науках, так и в естественных и технических исследованиях часто используют исторический метод познания. Этот метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе их развития.
Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы (например, идеальный газ, абсолютно твердое тело). В результате идеализации реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.
|
|
При анализе явлений и процессов в сложных системах возникает потребность рассматривать большое 'количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделять главное при помощи
Метод ранжирования – это размещение факторов по определенным правилам в ряд убывающей или возрастающей последовательности по степени влияния на объект исследования, выделение главных и исключение второстепенных факторов.