Для активизации творческой деятельности используются следующие конкретные приемы и методы.
Приемы дробления и объединения (частей или операций). Например, гайка, резьба и корпус которой выполнены отдельными деталями, может быть снята с болта без свинчивания, а объединение в автомобильном колесе двух шин позволяет намного повысить его надежность.
Прием вынесения (отделения мешающей части или выделения единственно нужной). Например, при флюорографии для защиты от рентгеновских лучей многих органов на пути излучения ставят защитные барьеры, оставляя доступными для него только нужные части грудной клетки.
Прием инверсии (вместо диктуемого условиями задачи действия использовать противодействия). Например, в устройстве для тренировки пловцов навстречу подается вода, а сам пловец остается на месте.
Прием перехода в другое измерение использован, например, в предложении хранить бревна в воде в виде пучков диаметром, превышающим длину, и устанавливать пучки в вертикальном положении.
|
|
Прием универсальности (ручка портфеля может одновременно служить эспандером).
Прием обращения вреда в пользу может быть реализован, например, при разливах рек и опасности наводнения путем размещения на берегах серии больших резиновых резервуаров, которые заполняют с помощью помпы «лишней» водой из реки. Такие водяные дамбы строятся и убираются буквально за минуты.
Прием самообслуживания использован, например, в предложении повысить стойкость плит корпуса дробеметного аппарата путем придания им свойства магнита, удерживающего на своей поверхности постоянно обновляющийся слой дроби.
Важным общенаучным методом познания является аналогия.
На практике используются в основном четыре вида аналогии: прямая, символическая, личная и фантастическая.
При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее схожим из другой области техники или живой природы.
Символическая аналогия (обобщенная, абстрактная) требует формулировки в парадоксальной форме сути явления или понятия. Например, пламя — видимая теплота; прочность — принудительная целостность и т. п.
Личная аналогия представляет собой отождествление себя с исследуемым объектом. Для этого решающий задачу должен вжиться в образ совершенствуемого объекта с целью выяснения возникающих при этом ощущений, т. е. «прочувствовать» задачу.
При фантастической аналогии в объект вводятся какие-либо фантастические средства, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, «волшебная палочка», «золотая рыбка» и т. д.
Исследователи и изобретатели в своей практике давно используют физическую и математическую аналогии.
|
|
Совершенно сходными являются, например, структуры формул для определения силы тяготения и силы электростатического взаимодействия. Аналогия лежит в основе физического и математического моделирования.
В научно-техническом творчестве обязательно используется такой общенаучный метод, как анализ. Широкое распространение в творческой деятельности получил, например, морфологический анализ, состоящий в систематическом исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из закономерностей строения (т. е. морфологии) совершенствуемой системы. Метод предусматривает формулировку задачи; составление списка характерных параметров (или признаков) объекта. По каждому признаку записывают возможные варианты. В заключениенеобходимо выбрать наиболее приемлемое решение.
Наиболее целесообразно использовать морфологический анализ при решении конструкторских задач общего плана, проектировании машин и поиске компоновочных или схемных решений. Он может применяться для прогнозирования развития технических систем, при определении возможности патентования оригинальных комбинаций основных параметров.
Просты и весьма эффективны ассоциативные методы активизации творческого мышления. Основными источниками для генерирования идей служат произвольное перенесение свойств случайно выбранных предметов и явлений на совершенствуемый объект, анализ получаемых ассоциаций (связей) и выбор наиболее рациональных вариантов.
Интерес представляют также методы психологической активизации коллективной творческой деятельности. Одним из них является «мозговая атака» («мозговой штурм»). Для устранения психологических препятствий, вызываемых, например, боязнью критики, процессы выработки идей и их критической оценки в мозговой атаке разделены во времени и проводятся, как правило, разными группами людей. Первая группа только выдвигает различные предложения и варианты решений без критики. В нее желательно включать людей, склонных к абстрагированию, к фантазии. Вторая группа — это «эксперты», выносящие суждение о ценности выдвинутых идей. В ее состав лучше включать людей с аналитическим и критическим складом мышления.
Вышеперечисленные методологические средства творческого поиска могут использоваться исследователем в разных сочетаниях и последовательностях.