Основные приемы и методы активизации научного и научно-технического творчества

 

Для активизации творческой деятельности используются следующие конкретные приемы и методы.

Приемы дробления и объединения (час­тей или операций). Например, гайка, резьба и корпус которой выполнены отдельными деталями, может быть снята с болта без свинчивания, а объединение в автомо­бильном колесе двух шин позволяет намного повысить его надежность.

Прием вынесения (отделения мешающей части или выделения единственно нужной). Например, при флюорографии для защиты от рентгеновских лучей мно­гих органов на пути излучения ставят защитные барьеры, оставляя доступными для него только нужные час­ти грудной клетки.

Прием инверсии (вместо диктуемого условиями задачи действия использовать противодействия). Напри­мер, в устройстве для тренировки пловцов навстречу подается вода, а сам пловец остается на месте.

Прием перехода в другое измерение ис­пользован, например, в предложении хранить бревна в воде в виде пучков диаметром, превышающим длину, и устанавливать пучки в вертикальном положении.

Прием универсальности (ручка портфеля может одновременно служить эспандером).

Прием обращения вреда в пользу может быть реализован, например, при разливах рек и опасно­сти наводнения путем размещения на берегах серии больших резиновых резервуаров, которые заполняют с помощью помпы «лишней» водой из реки. Такие водя­ные дамбы строятся и убираются буквально за минуты.

Прием самообслуживания использован, на­пример, в предложении повысить стойкость плит корпуса дробеметного аппарата путем придания им свойства магнита, удерживающего на своей поверхности постоян­но обновляющийся слой дроби.

Важным общенаучным методом познания является аналогия.

На практике используются в основном четыре вида аналогии: прямая, символическая, личная и фантастиче­ская.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее схожим из дру­гой области техники или живой природы.

Символическая аналогия (обобщенная, аб­страктная) требует формулировки в парадоксальной форме сути явления или понятия. Например, пламя — видимая теплота; прочность — принудительная целост­ность и т. п.

Личная аналогия представляет собой отожде­ствление себя с исследуемым объектом. Для этого ре­шающий задачу должен вжиться в образ совершенствуе­мого объекта с целью выяснения возникающих при этом ощущений, т. е. «прочувствовать» задачу.

При фантастической аналогии в объект вводятся какие-либо фантастические средства, выполня­ющие то, что требуется по условиям задачи. Например, «волшебная палочка», «золотая рыбка» и т. д.

Исследователи и изобретатели в своей практике дав­но используют физическую и математическую аналогии.

Совершенно сходными являются, например, структу­ры формул для определения силы тяготения и силы электростатического взаимодействия. Аналогия лежит в основе физического и ма­тематического моделирования.

В научно-техническом творчестве обязательно исполь­зуется такой общенаучный метод, как анализ. Широкое распространение в творческой деятельности получил, на­пример, морфологический анализ, состоящий в систематическом исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из закономерностей строения (т. е. морфологии) совершен­ствуемой системы. Метод предусматривает формулировку задачи; составление списка характер­ных параметров (или признаков) объекта. По каждому признаку записы­вают возможные варианты. В заключениенеобходимо выбрать наиболее прием­лемое решение.

Наиболее целесообразно использовать морфологиче­ский анализ при решении конструкторских задач обще­го плана, проектировании машин и поиске компоновоч­ных или схемных решений. Он может применяться для прогнозирования развития технических систем, при оп­ределении возможности патентования оригинальных комбинаций основных параметров.

Просты и весьма эффективны ассоциативные методы активизации творческого мышления. Основными источниками для генерирования идей служат произвольное перенесение свойств случайно выбранных предметов и явлений на совершенствуемый объект, анализ получаемых ассоциаций (связей) и выбор наиболее рациональных вариантов.

Интерес представляют также методы психологиче­ской активизации коллективной творческой деятель­ности. Одним из них является «мозговая атака» («моз­говой штурм»). Для устра­нения психологических препятствий, вызываемых, на­пример, боязнью критики, процессы выработки идей и их критической оценки в мозговой атаке разделены во вре­мени и проводятся, как правило, разными группами лю­дей. Первая группа только выдвигает различные пред­ложения и варианты решений без критики. В нее жела­тельно включать людей, склонных к абстрагированию, к фантазии. Вторая группа — это «эксперты», выносящие суждение о ценности выдвинутых идей. В ее состав луч­ше включать людей с аналитическим и критическим складом мышления.

Вышеперечисленные методологические средства твор­ческого поиска могут использоваться исследователем в разных сочетаниях и последовательностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: