Основные методологические средства научно-технического творчества

 

В течение всей человеческой истории ученые и изобре­татели прошлого для создания нового использовали ма­лопроизводительный метод «проб и ошибок». Бессистем­но перебирая большое количество возможных (мысли­мых) вариантов, они находили (иногда!) нужное решение.

При этом, чем сложнее задача, чем выше ее творче­ский уровень, тем больше возможных вариантов ее реше­ния, тем больше «проб» нужно совершить. В связи с этим творческие находки имели преимущественно случайный характер.

В эпоху современной научно-технической революции потребность в новых технических решениях высокого уровня существенно возрос­ла и продолжает увеличиваться, что постоянно повыша­ет требования к производительности, эффективности и ка­честву творческого труда.

Одни ученые считают, что мышление начинается там, где соз­далась проблемная ситуация, которая предполагает поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Другие утверждают, что определяющим ме­ханизмом творчества является не логика, а интуиция.

Действитель­но, интуиция нередко помогает в поиске правильного ре­шения. Интуиция имеет материалистическое объяс­нение и представляет собой быстрое решение, полученное в результате длительного накопления знаний в данной области и, следовательно, длительной подготовки. Это, скорее, итог умственной деятельности, чем начало.

Специфический акт творчества — внезапное озарение (инсайт) - заключается в осознании чего-то, всплывше­го из глубин подсознания, в схватывании элементов ситуа­ции в тех связях и отношениях, которые гарантируют ре­шение задач.

Поиск решения творческой задачи у заинтересованно­го и квалифицированного ученого всегда продолжается в подсознании, в результате чего могут быть решены самые сложные задачи, причем сам процесс обработки информации при этом не осознается. В сознании отража­ется лишь результат (если он получен). Поэтому иссле­дователю иногда кажется, что на него ниспослано оза­рение, что удачная мысль пришла неведомо откуда.

Наиболее важным для творчества видом мыш­ления является воображение.

Различают три типа воображения:

- логиче­ское воображение (выводит будущее из настоящего путем логических преобразований);

- критическое воображение (ищет, что именно в со­временной системе несовершенно, и нуждается в изме­нении);

- творческое воображение (рождает принципиальные новые идеи и представления, опирающиеся на элементы дейст­вительности, но не имеющие пока прообразов в реаль­ном мире).

Огромное значение в творчестве имеет использование системных методов (подходов).

Системное исследование технического объ­екта требует рассмотрения объекта как системы, среды, окружающей объект, надсистемы (в кото­рую среда входит) и ее элементов (подсистем) на раз­ных иерархических уровнях, а также связей, структуры и организации системы (управления, цели). При систем­ном подходе решающее значение следует придавать внутренней организации системы, ее многоуровневости.

Любая система представляет собой комплекс взаимодействий, посредством которых она проявляется как нечто определенное и целостное. Всякое взаимодействие представляет собой процесс обмена систем веществом, энергией, информацией и т. п., имеет переменный харак­тер, противоречие (борьба) периодически чередуется с содействием (сотрудничеством Противоречия вы­ступают в качестве внутреннего импульса, источника движения и развития природы, общества, мышления, техники.

В процессе решения научно-тех­нических задач последовательно выявляются вначале внешние противоречия, а затем внутренние противоречия на все более углубляющемся уровне.

Внешние противоречия предше­ствуют научно-технической задаче и создают мотивы для ее выявления и решения.

Среди внутренних противоре­чий (противоречий самой структуры системы) выделяют основные и главные технические и физические противо­речия.

Технические противоречия возникают между элемен­тами системы и их частями, между техническими пара­метрами и свойствами. Они состоят в том, что, напри­мер, увеличение мощности полезного агрегата может вы­звать недопустимое ухудшение экологической обстановки или требуемое повышение прочности вызывает недо­пустимое увеличение массы конструкции и т. д.

Физические противоречия состоят в наличии у одного и того же элемента системы (ее мысленной модели) взаимно противоположных физических свойств или функ­ций.

Путь к решению задачи, к созданию качественно но­вой технической системы, лежит через выявление все более глубоких противоречий и нахождение способов их разрешения.

Приведенные элементы теории познания являются ос­новными методологическими средствами научно-техни­ческого творчества. Однако имеются и некоторые конкретные приемы и методы активизации творческого труда. Рассмотрим некоторые из них.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: