Оформление и представление результатов научных исследований

 

Результаты законченной научной работы оформляются в виде отчета, статьи, доклада, диссертации и т. д., которые называют научными трудами.

При подготовке научных трудов необходимо знание и соблюдение некоторых требова­ний, предъявляемых к содержанию научной рукописи. Особенно важны ясность изложения, систематичность и последовательность в подаче материала.

Текст рукописи следует делить на абзацы, т. е. на части, на­чинающиеся с красной строки.

Правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием тако­го деления является смысл написанного - каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.

Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитата­ми, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. Однако не следует, и отказываться совсем от такого материала, поскольку по нему читатели могут проверить результаты, полученные в исследовании.

Весь вспомогательный материал лучше привести в отчете в виде при­ложения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные ссылки на источники.

Необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые должны соответствовать принятым стандартам.

Основными составляющими научного труда являются следующие элементы.

Название (заглавие) работы, кото­рое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержа­нию работы, так как по нему научная работа будет классифици­рована в предметном каталоге.

Название работы выносится на титульную страницу. Кроме того, на титульной странице указы­ваются:

- полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в имени­тельном падеже;

- должность, занимаемая автором (авторами) в момент на­писания работы;

- название учреждения и города, где была выполнена рабо­та;

- год оформления;

- фамилия, должность и ученое звание руководителя.

Оглавление (содержание) работы предназначено для рас­крытия в краткой форме содержания работы путем обозначения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукопи­си. Содержание в рукописи помещается либо в начале ее, либо в конце.

Иногда при оформлении научной работы возникает необхо­димость написать предисловие. В нем излагаются внешние пред­посылки создания научного труда:

- чем вызвано его появление;

- когда и где была выполнена работа;

- перечисляются организации и лица, оказывавшие содейст­вие при выполнении данной работы.

Введение, гдеавторы вводят читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтобы подготовить читателя к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются:

- значение проблемы, ее актуальность, цели и задачи, по­ставленные автором при написании научной работы;

- состояние проблемы на данный момент времени.

Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах научной работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу.

 

Основная часть работы включаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела необходимо предста­вить себе вопросы по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) с соблюдением особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой мате­риал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму.

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наиме­нование (заголовок) и номер либо для всей работы (Таблица 27), либо для данного раздела (главы), например, десятой (Таблица 10.3). Особое внимание надо обратить на заголовки граф таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, ко­гда, где, откуда. Если в таблице имеются пропус­ки, их надо указать и пояснить, что они означают.

В конце работы как итоговый материал пишутся выводы в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений).

В заключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, пока­зывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому коли­честву информации, которое в нем должно содержаться.

В конце работы приводится перечень литературных ис­точников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Все источники должны быть описаны и пронумерованы в порядке, принятом в соответствующем ГОСТе.

В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилии и инициалы автора, наименование книги, издательство (например, М.: Стройиздат), год издания, объем в страницах (например, 523 с.).

Если ссылка дается на журнал, то следует указывать фами­лию и инициалы автора, наименование статьи, наименование журнала, год издания, номер журнала и страницы, которые зани­мает в журнале статья (например, С. 21...30).

В каких случаях в начале позиции указываются фамилии авторы, а в каких случаях название, какие знаки препинания ставятся, определяется ГОСТом. Обычно при числе авторов три и менее в начале указываются фамилии авторов. При числе авторов более двух – в начале указывается название.

В тексте научной работы достаточно ссылаться только на номер источника, ставя его в прямые скобки.

Если требуется ссылка на определенную страницу, то, на­пример, [24, с. 189] означает, что ссылка сделана на страницу 189 работы, которая в списке литературы значится под номером 24.

Список литературы составляется либо по алфавиту по буквам в начале ссылки (при этом вначале указываются русские источники, а за­тем иностранные), либо по хронологическому признаку. Часто (обычно в статьях) список литературы составляют и по порядку ссылок на литературные источники в данной работе.

Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит 1700... 1800 знаков, пе­чатный лист - 40 тыс. знаков или 24 машинописные страницы.

В научных трудах часто возникает необходимость в конце работы приводить приложения, куда входят вспомогательные таблицы, графики, дополнительные тексты и прочие материалы. При этом каждому материалу (таблице, графику и др.) надо при­своить самостоятельный порядковый номер, который при необ­ходимости можно указать в тексте при ссылке на те, или иные вспомогательные материалы.

 

Часто о работе приходится готовить аннотацию или рефе­рат.

Аннотация - это краткая характеристика научной рабо­ты с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация выполняет прежде всего сигнальные функции и должна отвечать на вопрос: «О чем говорится в пер­вичном документе?» Поэтому аннотации включают в себя пре­имущественно фразы в форме страдательного оборота, где ска­зуемое выражено глаголом в возвратной форме («рассматривает­ся», «обсуждается», «исследуется» и т. п.) или в пассивной гла­гольной форме («рассмотрен», «исследован», «доказан» и т. п.).

Реферат представляет собой сокращенное изложение со­держания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат, в отличие от аннотации, выполняет не сигнальную, а познавательную функ­цию, отвечая на вопрос: «Что говорится в первичном докумен­те?» Поэтому реферат может включать в себя фразы, выражен­ные любой грамматической формой. Рефераты помещаются в реферативных журналах и сборниках, информационных картах.

Основные требования к оформлению научно-технического отчета о НИР содержит ГОСТ 7.32-2001.

Согласно этому норма­тивному документу отчет включает в себя:

- аннотацию и реферат с кратким изложением задач иссле­дования и полученных результатов;

- введение с характеристикой отечественных и зарубежных достижений по исследуемой проблеме;

- текст отчета.

В текст отчета входят:

- постановка задачи;

- формулировка технического задания;

- анализ известных методов и способов решения задачи;

- обоснование принятого решения по методам (способам) решения задачи;

- расчеты и результаты экспериментов (приводятся в форме, дающей возможность читателю проанализировать справедли­вость полученных результатов);

- выводы с сопоставлением и анализом полученных в про­цессе исследования теоретических и экспериментальных данных;

- заключение с оценкой результатов и указанием путей их использования.

Основной текст отчета делится на разделы (их обозначают цифрами 1, 2,), подразделы (их обозначают 1.1, 1.2, ……, 2.1, 2.2. …….) и пункты (1.1.1, 1.1.2, …….). Нумерация таблиц и рисунков осуществляется в пределах разделов, например рис. 3.2 – рисунок № 2 раздела 3.

Важным этапом работы над рукописью отчета или другого материала, готовящегося к печати, является редактирование произведения, которое осуществляется первоначально автором при работе над рукописью (авторский этап издательского процес­са) и затем редактором (редакционный этап издательского про­цесса).

Основная цель редактирования - это критический анализ предназначенной к изданию работы с целью совершенствования содержания и формы.

Важным составляющим элементом рукописи являются иллюстрации. Иллюстрации является изображением, служащим пояснени­ем или дополнением к какому-либо тексту. Ссылку на иллюстрацию помещают в тексте вслед за упо­минанием предмета, ставшего объектом изображения. Повторные ссылки на иллюстрации сопровождаются сокращенным словом см. (см. рис. 3.1). Могут быть ссылки и на часть иллюстрации, обозначенную буквой, например: рис. 3.1,в.

При редактировании текста необходимо обращать внимание на языково-стилистическую его сторону, то есть на правильность построения фраз и грамматических оборотов, на целесообраз­ность использования тех или иных слов.

На первом этапе редактирования проводится первичное редактирование рукописи. На этом этапе рукопись часто многократно передел­ывается, сокращается и дополняется. Желательно после некото­рого промежутка времени заново прочитать свою рукопись и по­пытаться оценить ее в целом и по частям, как бы с точки зрения читателя (вторая ступень). Следующая ступень - детальное прочте­ние для выявления ошибок в тексте, соответствия иллюстраций, единообразия терминологии, обозначений и т. д. Только после выполнения всего этого рукопись можно сдавать в издательство.

Если работа оформляется в виде статьи в журнал, то она должна быть отправлена в редакцию в законченном виде в соот­ветствии с требованиями, которые обычно публикуются в от­дельных номерах журналов в качестве памятки авторам.

Объем публикаций зависит от конкретного журнала. Для статей и обзоров он, как правило, не превышает 20...25 страниц текста, для информационных сообщений - 3...5 страниц.

 

Все работы, предназначенные для публикации, проходят предварительное рецензирование. Рецензия - это обычно не­большая рукопись, содержащая анализ или критическую оценку печатного труда. Каждая рецензия должна содержать заглавие рецензируемого источника, краткое перечисление основных во­просов, указание на основные достоинства и недостатки рецензи­руемой работы. В конце рецензии приводится резюме, в котором оценивается актуальность произведения, его теоретическая и практическая значимость, дается общая оценка правильности до­казательств и выводов.

При представлении работы к опубликованию в виде статьи, брошюры или монографии в издательство следует направлять также акт экспертизы - разрешение на опубликование материалов работы. Акт экспертизы заполняется по специальной форме, подписывается членами экспертной комиссии и заверяется круг­лой печатью учреждения, осуществлявшего экспертизу.

Значительную часть научных сведений ученые и специали­сты получают из устных, а затем в основном публикуемых источников - докладов и сообщений на совещаниях, семинарах, симпозиумах, конференциях, а также при личных встречах и беседах на этих мероприятиях.

Совещание - это форма коллективных контактов ученых и специалистов одного научного направления (области).Состав участников совещания и длительность выступлений строго рег­ламентируются.

Симпозиум представляет собой полуофициальную беседу с заранее подготовленными докладами, а также выступлениями экспромтом.Участники симпозиума могут посещать не все док­лады, встречаться в кулуарах.

Конференция - самая распространенная форма обмена ин­формацией. Одна часть участников (докладчики) сообщает о но­вых научных идеях, результатах теоретических и эксперимен­тальных работ, о производственном опыте, отвечает на вопросы. Другая, гораздо большая, часть (слушатели), воспринимает эту информацию. Слушатели могут задавать вопросы и участвовать в прениях. На докладчиков и слушателей ложится большая инфор­мационная нагрузка, поэтому устанавливается строгий регламент для докладчиков и выступающих в прениях, организуется секци­онная работа.

Иногда на конференциях организуются стендовые докла­ды. При этом в определенном месте вывешивается иллюстратив­ный материал к докладу и докладчик сразу же отвечает на вопро­сы, так как задающие вопросы с основным содержанием идеей доклада могли ознакомиться предварительно, прочитав сборник аннотаций докладов, включенных в программу конференции. Не­редко конференции сопровождаются выставками книг, образцов, различного рода тематическими экспозициями.

В научных учреждениях и учебных заведениях конференции зачастую проводятся систематически (годовые, приуроченные к различным датам и т. д.). Конференции обычно принимают ре­шения и рекомендации.

Съезды и конгрессы являются высшей и наиболее предста­вительной формой общения и имеют национальный или между­народный характер.Здесь вырабатывается стратегия в опреде­ленной области науки и техники или в ряде смежных областей.

Наиболее ответственная задача во всех выше перечислен­ных мероприятиях выпадает на долю докладчиков.

Перед выступлением с докладом следует подготовить крат­кий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко сообщить основные вопросы, которые будут из­ложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечи­вает ясность и даже краткость в изложении материала). Однако записи не должны быть слишком подробными, так как это за­трудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей - карточка, в которой легко найти то, что нужно.

В процессе доклада держаться следует свободно, не концен­трировать своего внимания на отдельном слушателе, а обращать­ся ко всей аудитории. При подготовке доклада необходимо пред­варительно его несколько раз прочесть вслух. Перед докладом следует подготовить тезисы - это сжатые, кратко сформули­рованные основные положения доклада, сообщения и т. д. Они включают изложение основных положений всей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.

Тезисы представляют собой развернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна-две фразы) даются обоснование темы, характеристика истории вопроса, изложение методики ис­следования и результаты исследования. Тезисы могут быть крат­кими или развернутыми, но они всегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой логически как звенья одной цепи. Объем тезисов - 60... 125 машинописных строк.

Докладчики в процессе доклада часто используют демонст­рационный материал и технику.

 

Диссертация на соискание ученой степени кандидата тех­нических наук должна быть научной квалификационной работой, в которой либо:

- содержится решение задачи, имеющей существенное зна­чение для соответствующей отрасли знаний;

- изложены научно обоснованные технические, экономиче­ские или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Диссертация на соискание ученой степени диктора техни­ческих наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований либо:

- разработаны теоретические положения, совокупность ко­торых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления;

- осуществлено решение научной проблемы, имеющей важ­ное социально-культурное, народнохозяйственное или политиче­ское значение;

- изложены научно обоснованные технические, экономиче­ские или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

Кандидатскую и докторские диссертации следует рассмат­ривать с одной стороны как квалификационные работы, а с дру­гой стороны - как научное исследование, которое вносит опреде­ленный вклад в развитие науки. Для кандидатской диссертации, в отличие от докторской, требуется меньший масштаб научного исследования.

Диссертация на соискание ученой степени может представ­лять собой специально подготовленную рукопись, в том числе в виде научного доклада, опубликованных монографии или учеб­ника.

Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдви­гаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее един­ство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Предложенные автором новые решения должны быть стро­го аргументированы и критически оценены по сравнению с из­вестными решениями.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводится сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоре­тическое значение - рекомендации по использованию научных выводов.

Самостоятельное выполнение диссертации допускает воз­можность соискателю ученой степени кандидата наук иметь на­учного руководителя или консультанта, а для соискателя ученой степени доктора наук - иметь научного консультанта, назначае­мых в установленном порядке из числа высококвалифицирован­ных научных и научно-педагогических работников.

Диссертационная работа начинается с формулирования из­бранной для исследования проблемы, т. е. совокупности вопро­сов, ответов на которые не имеется в определенной области зна­ний. Для этого необходим анализ существующих решений по указанной проблеме и их критическая оценка. Увязка всех по­ставленных вопросов в единую логическую цепь определяет план и структуру диссертационного исследования.

Для диссертационной работы, имеющей прикладное значе­ние, необходимо конкретное внедрение на практике полученных результатов. В диссертации, имеющей теоретическое значение, допускается возможность ограничиться практическими рекомен­дациями.

Объем диссертации не ограничивается, но вместе с тем от соискателя требуется умение сжато, логично и аргументировано изложить суть исследования.

Для защиты диссертации в виде монографии или учебника требуется, чтобы они были написаны единолично.

Автор нескольких монографий может представить к защите диссертацию в виде одной монографии. Если же материал, кото­рый автор собирается защищать, опубликован в нескольких мо­нографиях, то он должен подготовить к защите диссертацию в виде рукописи или научного доклада, которые обобщали бы представляемый материал в целом.

Диссертация в виде научного доклада, подготовленная со­искателем на основании совокупности ранее опубликованных им и известных широкому кругу специалистов в соответствующей отрасли знаний научных работ, представляет собой краткое обобщенное изло­жение результатов проведенных им исследований и разработок.

Заключение о ценности научных работ соискателя и целесо­образности зашиты диссертации в виде научного доклада дает организация, в которой соискатель выполнил основные исследо­вания и разработки.

Содержание диссертации в виде научного доклада должно сводится к изложению, теоретическому обобщению и анализу основных результатов, полученных соискателем, а также оценке их практической значимости и внедрения в народное хозяйство.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях.

При написании диссертации соискатель обязан давать ссыл­ки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты, приводимые в ней.

При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были напи­саны научные работы, соискатель обязан отметить это в диссертации.

Для защиты диссертаций по ходатайству научных организа­ций и высших учебных заведений ВАК России создает диссерта­ционные советы на основании решения его президиума. Им при­сваивается номер государственной регистрации. Диссертацион­ные советы могут создаваться для защиты как кандидатских, так и докторских диссертаций. В диссертационных советах по защите докторских диссертаций могут защищаться и кандидатские дис­сертации.

По диссертациям, в том числе и в случаях представления к защите опубликованных монографий и учебников, должны быть с разрешения диссертационного совета напечатаны авторефераты на правах рукописи объемом до двух печатных листов для док­торских диссертации и одного печатного листа для кандидатских диссертаций. Авторефератом диссертации является «научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на со­искание ученой степени».

По диссертациям в области гуманитарных наук объем авто­реферата может быть увеличен до 2,5 и 1,5 печатного листа соот­ветственно.

По диссертациям в виде научного доклада автореферат не печатается. Научный доклад подлежит рассылке как автореферат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: