Тема 1. Социально-экономическая сущность налогов

  1. Развитие налогообложения в России
  2. Экономическая сущность и принципы налогообложения
  3. Функции налогообложения
  1. Развитие налогообложения в России

Налоги возникают и развивается вместе с государством. Самой ранней формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

Позже возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной в течение многих столетий.

Интересна система налогообложения в Древнем Риме. В мирное время граждане не платили денежных податей, и только военное время жители Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Сумма налога определялась каждые 5 лет избранными чиновниками-цензорами, которым граждане Рима подавали заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении (прототип декларации о доходах). В условиях разрастания Римского государства, основания и завоевания все новых городов-колоний происходят изменения и в налоговом праве. В колониях вводятся коммунальные налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. В случае победоносных воин налоги уменьшались, порой совсем отменялись. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались постоянно.

Примечательно, что единой налоговой системы не существовало.

Император Август Октавиан (63г. до н.э. – 14г. н.э.) осуществил реорганизацию финансового хозяйства, в том числе налоговую реформу. Была переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты)

Основным налогом в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги: с оборота, на наследство. Так как население вносило деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежных отношений, углублять процесс разделения труда урбанизации, что свидетельствует о том, что уже в древнем Риме налоги играли стимулирующую роль.

В отличие от Европы налоговая система Руси стала формироваться несколько позже. Только во время принятия в 988г. христианства – крещения Руси начала складываться финансовая система Древней Руси.

Олег после своего утверждения в Киеве устанавливает дань с подвластных племен, которая взималась двумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когда князь или его дружины сами ездили за нею. Постепенно вводится сначала нерегулярный характер, а затем более систематический прямой налог.

Косвенные налоги были представлены различными торговыми и судебными пошлинами. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через городские заставы, «гостиная» - за право иметь склады, «вес» и «мера» - за взвешивание товаров, «вира» представляла собой штраф за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления.

В период татаро-монгольского ига русские князья платили Золотой Орде дань под названием «выход», которая сначала собиралась баскаками – уполномоченными хана, а затем и самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота.

В 1480г. Иван III фактически заново начал создавать финансовую систему Руси, прекратив уплату «выхода». В это время вводятся следующие налоги: «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей; налоги ямские, пищальные (используемые на производство пушек); сборы на гороховое и засечное дело и строительство засек (укреплений на южных границах московского государства). Размер прямых налогов определяется с помощью «сошного письма», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы – «сохи» и определение на этой основе налогов.

Попытку упростить и упорядочить налоговую систему предпринял царь Алексей Михайлович (1629-1679), который в 1655г. создал Счетный приказ, ведающий сбором податей, проверяющий финансовую деятельность других приказов, ведающий сбором податей, проверяющий финансовую деятельность других приказов, анализирующих приходные и расходные книги, что позволило довольно точно определить бюджет Российского государства на тот период.

При Петре 1 (1672-1725) начала складываться устойчивая финансовая и налоговая политика Российского государства, хотя крупномасштабные государственные преобразования и многочисленные войны вызывали постоянную нехватку финансовых ресурсов. Бурному развитию промышленности предшествовала налоговая реформа. Появились новые налоги: гербовой сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований, налог на бороды.

В период правления Екатерины II (1729-1796) вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий. Купечество стало уплачивать гильдейскую подать – процентный сбор с объявленного капитала. При этом размер капитала записывался «по совести каждого». В доходах казны более 40% составляли косвенные налоги.

В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги. В конце XIX в. вместо подушной подати вводится налог с городских строений, широкое распространение приобретает оброк – плата крестьян за пользование землей (земельный налог согласно действующей в настоящее время налоговой системе России). Новые экономические виды деятельности порождают новые налоги: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществу,0 процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т.д.

1 сентября 1914г. Россия вступила в мировую войну, что губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Чтобы покрыть военные расходы, правительство повышает налоги и сборы, вводит новые акцизы, прибегает к внутренним и внешним займам. Февральская революция только усугубила положение.

С 1917г. начинаются новые экономические преобразования в России. В 1921г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары. В 1922г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, переводимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т.д. В 1923г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий.

Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1946г. действовал военный налог. В 1946г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы, что стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в Советском Союзе на рубеже 1980-1990-х гг.

В 1991г. начинается широкомасштабная налоговая реформа. 27 декабря 1991г. принимаются законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге на физических лиц», что создает фундамент налоговой системы современной России.

С 1.01.99г. введена 1 часть НК РФ, которая существенно повлияла на структуру налоговой системы, уменьшилось количество региональных и местных налогов. Помимо изменения структуры налоговой системы, реформированию подверглись налоговые органы, затрагивались вопросы межбюджетных отношений в части разделения налоговых доходов.

В настоящее время продолжается работа над 2-ой частью НК РФ, в которой объединяют федеральные, региональные, местные налоги и специальные налоговые режимы. (с 1.01.2001. гл. 21).

 

  1. Экономическая сущность и принципы налогообложения

Изъятие государством части национального дохода в свою пользу для формирования финансовых ресурсов (бюджета) составляет финансово-экономическую сущность налогообложения.

Определение налога приведено в п.1 ст.8 Налогового Кодекса РФ. Налог - это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Признаки налогов:

- обязательность платежей;

- безвозмездность платежей;

- общественно-возвратный характер налогов;

- налоговые отношения обуславливают смену форм собственности;

- законность установления налогов (т.е. налоги взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами).

Наряду с понятием «налог» в налогов законодательстве часто применяются иные термины: акцизы, сбор, взносы, платежи, пошлина, плата, отчисления.

Данные термины с юридической точки зрения равнозначными и имеют одно и то же значение. Их употребление в том или ином случае объясняется сложившейся практикой и традициями. Однако между налогами, сборами и иными платежами существует определенные различия теоретического характера.

Сбор – всегда целевой платеж, который является платой государству за оказание услуги налогоплательщику.

В соответствии с НК сформированы след принципы н/о на территории РФ:

- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

- н/о д.б. всеобщим, равным и учитывать платежеспособность налогоплательщиков

- н/о д.б. справедливым

- налоги должны иметь экономическое обоснование и не м.б. произвольными;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер;

- не допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала

- не допускаются налоги, нарушающие единое экономическое пространство РФ

- никто не обязан уплачивать налоги и сборы не установленных НК

- нормативные акты использованных органов о налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

 

3. Функции налогов

Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет следующие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

Основная функция налогов - фискальная – состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

Социальная функция осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются, прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: