Факторы, оказавшие влияние на формирование современных психологических школ

Значительная роль научных школ в развитии психологической мысли известна с древних времен, когда психологическое знание формировалось в недрах философских и естественно-научных учений

Существенное возрастание роли научных школ произошло в эпоху Нового времени в связи со стремительным прогрессом науки, превращением ее в профессию, а также благодаря переходу научной деятельности из области преимущественно индивидуального труда в сферу коллективного. Если говорить о психологии, то именно благодаря школе В. Вундта психология впервые обрела статус самостоятельной науки, а впоследствии из стен этой школы вышла целая плеяда психологов, ставших руководителями многих других школ-лабораторий, в которых шел процесс дальнейшего становления психологии в качестве самостоятельной науки (Э. Титченер, Ч. Спирмен, О. Кюльпе, Д. Кеттелл, В.М. Бехтерев и др.). Последующее интенсивное развитие психологии в XX в. привело к перерастанию многих школ-исследовательских коллективов в школы-направления, определившие макроструктуру современной психологии, такие, как структурализм, функционализм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология и школа К. Левина, французская социологическая школа, психоанализ, когнитивизм и др.

Необходимость координации и кооперации научного труда в условиях, когда еще не сформировалась институциональная сеть научных коллективов, привела к созданию неформальных объединений людей науки вокруг крупных ученых. Возникла широкая сеть научных школ.

Структура современной отечественной психологии также обусловлена деятельностью крупных научных школ, развивавшихся на протяжении всей ее истории, среди которых школы А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясищева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе и др.

Стремительное развитие науки, связанное с научными революциями рубежа XIX–XX вв., повлекло за собой и прогрессивное изменение способов ее организации. В структуре науки происходит дальнейшая дифференциация по дисциплинарному принципу, а в институциональной ее организации формируются специализированные исследовательские подразделения –

лаборатории, институты и др., которые становятся средоточием исследовательской мысли. Главным образом по институциональному признаку выделяют следующую историческую форму научных школ – современные школы, которые «могут создаваться на базе научно-исследовательских институтов при условии существования тесной связи последних с соответствующими высшими учебными заведениями».

Тема 2. Глубинная психология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: