Основным признаком, характеризующим тип конструкции крыла, является степень участия обшивки и продольного набора в восприятии действующих в конструкции крыла внутренних сил и моментов.
В зависимости от того, какие элементы конструкции крыла воспринимают изгибающий момент, крылья разделяют на лонжеронные, кессонные и моноблочные.
Лонжеронная конструкция крыла состоит из одного, двух или более лонжеронов, пояса которых воспринимают весь изгибающий момент или значительную его часть, продольных стенок, слабо подкрепленной стрингерами обшивки и нервюр (Рис. 16). Узлы крепления лонжеронного крыла к центроплану или фюзеляжу располагаются на лонжеронах и продольных стенках.
В однолонжеронном крыле лонжерон размещают в зоне максимальной строительной высоты профиля, а для создания замкнутого контура, обеспечивающего жесткость на кручение, на 65...70% хорды профиля устанавливают продольную стенку.
Рис. 16. Нагружение элементов лонжеронного крыла | Рис. 17. Нагружение элементов кессонного крыла |
|
|
В однолонжеронном крыле лонжерон размещают в зоне максимальной строительной высоты профиля, а для создания замкнутого контура, обеспечивающего жесткость на кручение, на 65...70% хорды профиля устанавливают продольную стенку.
В двухлонжеронном крыле передний лонжерон расположен на 10...20%, а задний - на 60...70% хорды профиля, поэтому из-за нерационального использования максимальной толщины профиля увеличивается масса конструкции крыла. Крутящий момент воспринимает замкнутый контур, образованный верхней и нижней панелями обшивки и стенками лонжеронов и продольных стенок. Поперечная сила воспринимается стенками лонжеронов, продольных стенок и нервюр.
Кессонная конструкция крыла характеризуется наличием как минимум двух лонжеронов, пояса которых воспринимают только часть изгибающего момента, обшивки, которая совместно со стрингерами воспринимает значительную часть изгибающего момента, и нервюр (Рис. 17). Крутящий момент в кессонном крыле воспринимается замкнутым контуром, образованным верхней и нижней панелями обшивки и стенками лонжеронов. Увеличение числа элементов, воспринимающих изгибающий момент, повышает живучесть конструкции. Поперечная сила воспринимается стенками лонжеронов и нервюр.
Кессонное крыло крепится к центроплану по контуру и лонжеронам.
Моноблочная конструкция крыла состоит из обшивки, подкрепленной продольным и поперечным набором так, что верхняя и нижняя панели крыла воспринимают весь изгибающий момент, продольных стенок и нервюр (Рис. 18). Крутящий момент в моноблочном крыле воспринимает замкнутый контур, образованный верхней и нижней панелями обшивки и стенками продольных стенок. Поперечная сила воспринимается стенками продольных стенок и нервюр.
|
|
Крепление моноблочного крыла к центроплану осуществляется по контуру и продольным стенкам.
Рис. 18. Нагружение элементов моноблочного крыла