Оперение – вертикальное (ВО) и горизонтальное (ГО)

Вертикальное оперение предназначено для обеспечения устойчивости и управляемости самолёта в путевом канале (канал рыскания). Вертикальное оперение состоит из неподвижной части киля и подвижной части руля направления.

Киль — неподвижная часть вертикального оперения, которая используется для обеспечения устойчивости в боковом движении самолета, а при целиком поворотном варианте (ЦПВО) выполнения — и для управления самолетом в канале рыскания.

Подвижная часть вертикального оперения - руль направления — используется в качестве органа управления самолетом в канале рыскания.

ВО бывает следующих типов:

• однокилевое;

• двухкилевое;

• трёхкилевое;

• V – образное;

• цельноповоротное ВО (ЦПВО).

Горизонтальное оперение предназначено для обеспечения устойчивости и управляемости самолёта во время полёта в продольном канале или канале тангажа. Отличается по расположению ГО относительно крыла и киля, форме в плане.

ГО делится на:

• подвижный стабилизатор с рулем высоты;

• неподвижный стабилизатор с рулем высоты;

• цельноповоротное горизонтальное оперение (ЦПГО);

• дифференциально отклоняемое ЦПГО;

• переставной стабилизатор с рулем высоты.

Подвижный стабилизатор с изменяемым углом установки в полете используется для балансировки самолета на всех режимах полета, а рули используются для управления самолетом в канале тангажа.

Переставной стабилизатор отличается от подвижного стабилизатора тем, что он используется для балансировки самолета не на всех режимах полета, как у подвижного, а только на определенных режимах. Перестановка этого стабилизатора осуществляется также в полете, но только на заданные углы, в то время как в подвижном она ведется непрерывно с целью балансировки на всех режимах полета.

Неподвижный стабилизатор с рулем высоты, угол установки которого фиксируется на самолете при его изготовлении, остается постоянным в полете. В этом случае на основных режимах полета угол отклонения руля высоты не равен нулю, что приводит к увеличению силы лобового сопротивления самолета по сравнению с полетом при не отклонённом руле.

Цельноповоротное горизонтальное оперение (ЦПГО) представляет собой целиком отклоняющееся в полете горизонтальное оперение, которое под действием системы управления обеспечивает балансировку самолета и его управление. ЦПГО используется главным образом на сверхзвуковых высоко маневренных самолетах.

Дифференциально отклоняемое ЦПГО состоит из двух половин, которые могут отклоняться в полете либо синхронно, либо в дифференциально. При отклонении их синхронно они выполняют функцию руля высоты, обеспечивающего управляемость в канале тангажа, а при отклонении дифференциально - функцию органа, обеспечивающего управляемость в канале крена.

 

Рис. 9. Оперение самолёта. 1 - киль; 2 - руль направления; 3 - сервокомпенсатор руля направления; 4 - триммер руля высоты; 5 – руль высоты; 6 – стабилизатор.

Шасси представляет собой систему опор (стоек), предназначенных для разбега перед взлётом, пробега после посадки, рулёжки, торможения, амортизации, передвижения и базирования самолёта на земле, палубе корабля или воде, торможения.

 

Существуют следующие компоновочные схемы шасси:

• трёхопорная с носовой опорой (стойкой);

• трёхопорная с хвостовой опорой;

• велосипедная с двумя подкрыльевыми опорами;

• с многостоечной основной опорой.

Двигатель, преобразуя химическую энергию топлива в механическую, является первичным источником энергии, которая расходуется на создание силы тяги и на работу различных бортовых систем.

Самолёты различаются:

· по типу двигателей: поршневые, турбовинтовые, турбореактивные и т.д.);

· по количеству двигателей (1, 2, …, 12 - у К-7);

· по расположению двигателей – на фюзеляже, внутри фюзеляжа - в носовой части, в хвостовой части; на крыле и др.

Вопросы для самопроверки

1. Основные агрегаты самолета и их назначение.

2. Классификации самолётов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: