Вертикальное оперение предназначено для обеспечения устойчивости и управляемости самолёта в путевом канале (канал рыскания). Вертикальное оперение состоит из неподвижной части киля и подвижной части руля направления.
Киль — неподвижная часть вертикального оперения, которая используется для обеспечения устойчивости в боковом движении самолета, а при целиком поворотном варианте (ЦПВО) выполнения — и для управления самолетом в канале рыскания.
Подвижная часть вертикального оперения - руль направления — используется в качестве органа управления самолетом в канале рыскания.
ВО бывает следующих типов:
• однокилевое;
• двухкилевое;
• трёхкилевое;
• V – образное;
• цельноповоротное ВО (ЦПВО).
Горизонтальное оперение предназначено для обеспечения устойчивости и управляемости самолёта во время полёта в продольном канале или канале тангажа. Отличается по расположению ГО относительно крыла и киля, форме в плане.
ГО делится на:
• подвижный стабилизатор с рулем высоты;
|
|
• неподвижный стабилизатор с рулем высоты;
• цельноповоротное горизонтальное оперение (ЦПГО);
• дифференциально отклоняемое ЦПГО;
• переставной стабилизатор с рулем высоты.
Подвижный стабилизатор с изменяемым углом установки в полете используется для балансировки самолета на всех режимах полета, а рули используются для управления самолетом в канале тангажа.
Переставной стабилизатор отличается от подвижного стабилизатора тем, что он используется для балансировки самолета не на всех режимах полета, как у подвижного, а только на определенных режимах. Перестановка этого стабилизатора осуществляется также в полете, но только на заданные углы, в то время как в подвижном она ведется непрерывно с целью балансировки на всех режимах полета.
Неподвижный стабилизатор с рулем высоты, угол установки которого фиксируется на самолете при его изготовлении, остается постоянным в полете. В этом случае на основных режимах полета угол отклонения руля высоты не равен нулю, что приводит к увеличению силы лобового сопротивления самолета по сравнению с полетом при не отклонённом руле.
Цельноповоротное горизонтальное оперение (ЦПГО) представляет собой целиком отклоняющееся в полете горизонтальное оперение, которое под действием системы управления обеспечивает балансировку самолета и его управление. ЦПГО используется главным образом на сверхзвуковых высоко маневренных самолетах.
Дифференциально отклоняемое ЦПГО состоит из двух половин, которые могут отклоняться в полете либо синхронно, либо в дифференциально. При отклонении их синхронно они выполняют функцию руля высоты, обеспечивающего управляемость в канале тангажа, а при отклонении дифференциально - функцию органа, обеспечивающего управляемость в канале крена.
|
|
Рис. 9. Оперение самолёта. 1 - киль; 2 - руль направления; 3 - сервокомпенсатор руля направления; 4 - триммер руля высоты; 5 – руль высоты; 6 – стабилизатор. |
Шасси представляет собой систему опор (стоек), предназначенных для разбега перед взлётом, пробега после посадки, рулёжки, торможения, амортизации, передвижения и базирования самолёта на земле, палубе корабля или воде, торможения.
Существуют следующие компоновочные схемы шасси:
• трёхопорная с носовой опорой (стойкой);
• трёхопорная с хвостовой опорой;
• велосипедная с двумя подкрыльевыми опорами;
• с многостоечной основной опорой.
Двигатель, преобразуя химическую энергию топлива в механическую, является первичным источником энергии, которая расходуется на создание силы тяги и на работу различных бортовых систем.
Самолёты различаются:
· по типу двигателей: поршневые, турбовинтовые, турбореактивные и т.д.);
· по количеству двигателей (1, 2, …, 12 - у К-7);
· по расположению двигателей – на фюзеляже, внутри фюзеляжа - в носовой части, в хвостовой части; на крыле и др.
Вопросы для самопроверки
1. Основные агрегаты самолета и их назначение.
2. Классификации самолётов.