Чтобы различать к какому периоду относятся индексы, их также обозначают и цифрами – 0 для базисного периода, 1 – для отчетного (сравниваемого)

Индексы классифицируют по трем признакам:

1) по степени охвата единиц совокупности:

а) индивидуальные индексы - характеризуют изменение только одного элемента совокупности и служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления. Например: выпуск одного вида продукции. Индивидуальные индексы обозначаются буквой i и снабжаются подстрочным знаком индексируемого показателя: iq – индивидуальный индекс объема произведенной продукции отдельного вида или количества (объема) проданного товара данного вида; ip – индивидуальный индекс цен и т.д. Индивидуальные индексы рассчитываются как отношение двух индексируемых величин.

ip = p1 / p0 индивидуальный индекс цен, где p1, p0 – цены единицы продукции в текущем (отчетном) и базисном периодах.

iq = q1 / q0 индивидуальный индекс физического объема продукции.

б) общие (сводные) индексы - характеризуют всю совокупность или сложное явление. При этом под сложным явлением понимают такую статистическую совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию (физический объем продукции, включающей разноименные товары, цены на разные группы продуктов и т.д.).

Общий индекс обозначается буквой I и также сопровождается подстрочным знаком индексируемого показателя. Например: Ip – общий индекс цен, Iz – общий индекс себестоимости.

Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а лишь часть, их называют групповыми или субиндексами. Например: индексы продукции по отдельным отраслям промышленности.

Правила построения и использования общих и групповых индексов представляют собой особый прием статистического исследования, называемый, индексным методом.

2) по содержанию изучаемых величин:

а) индексы количественных показателей (индексы физического объема производства продукции, физического объема товарооборота);

б) индексы качественных показателей (индексы цены товара, себестоимости продукции).

3) по способу расчета индексов:

а) цепные – получают путем сопоставления текущих уровней с предшествующими;

б) базисные – получают путем сопоставления с уровнем периода, принятого за базу сравнения.

4) по методам расчета общих и групповых индексов:

а) агрегатные;

б) средние из индивидуальных.

 

Методика решения:

1. Индивидуальные индексы цен и количества проданного товара:

ip = p1 / p0 индивидуальный индекс цен, где p1, p0 – цены единицы продукции в текущем (отчетном) и базисном периодах.

iq = q1 / q0 индивидуальный индекс количества проданного товара, где q1, q0 – количество проданного товара в текущем (отчетном) и базисном периодах.

2. Общий индекс товарооборота:

Ipq = .

3. Общий индекс физического объема товарооборота:

Iq = .

4. Общий индекс цен:

Ip = .

5. Определите прирост товарооборота в денежном выражении:

в т.ч. за счет изменения цен и изменения количества проданного товара:

 

.

6. Индивидуальные индексы себестоимости и количества произведенной продукции:

iz = z1 / z0 индивидуальный индекс себестоимости, где z1, z0 – себестоимость единицы продукции в текущем (отчетном) и базисном периодах.

iq = q1 / q0 индивидуальный индекс количества произведенной продукции, где q1, q0 – количество произведенной продукции в текущем (отчетном) и базисном периодах.

7. Общий индекс затрат на продукцию:

Izq = .

8. Общий индекс физического объема продукции:

Iq = .

9. Общий индекс себестоимости единицы продукции:

Iz = .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: