Раздел 1. Цель и задачи изучения дисциплины

Содержание

 

Материалы по курсу «Системный анализ», 2

Список рекомендуемой литературы по курсу. 2

Организационная информация. 3

Основные требования к реферату. 4

Вопросы для написания реферата. 5

П Р О Г Р А М М А.. 7

Полезная информация. 15

Как правильно писать краткие научные тезисы.. 15

 


Материалы по курсу «Системный анализ»,

Читаемому для аспирантов МАИ в 2015/2016 учебном году

(по понедельникам в 16-15, ауд. 301 ГАК)

Лектор – д.т.н., проф. каф 604 «Системный анализ и управление»

Бобронников Владимир Тимофеевич

 

 

Объем курса: 72 часа, в том числе лекции – 34 ч., практические занятия – 16 ч., самостоятельная работа – 22 ч.

 

Цель курса:

Изучение общих методов анализа и синтеза систем с использованием системных представлений.

 

Основные разделы курса:

1. Введение. Цели и задачи курса.

2. Системы. Внешние и внутренние свойства систем.

3. Модели систем.

4. Синтез систем.

5. Основные этапы проведения системных исследований.

 

Чтение курса завершается сдачей зачета.

Для сдачи зачета аспирант готовит реферат по курсу.

Список рекомендуемой литературы по курсу

 

1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989.

2. Лебедев А. А. – Курс системного анализа. – М.: Изд-во Машиностроение, 2010.

3. Основы синтеза летательных аппаратов. // Авт. Лебедев А.А., Баранов В.Н., Бобронников В.Т. и др. – М.: Изд-во МАИ, 1996.

4. Лебедев А.А. Введение в анализ и синтез систем. – М.: Изд-во МАИ, 2001.

5. Планирование экспериментов в исследовании технологических процессов. – М.: Изд-во МИР, 1977.

Организационная информация

Сдача зачета будет в конце мая - начале июня 2016 г. Конкретная дата сдачи будет назначена позднее.

Аспиранты имеют возможность получить зачет «автоматически» при выполнении двух условий:

1. Посещение не менее 75% занятий.

2. Удовлетворительное (по мнению лектора) содержание и оформление реферата.

Реферат должен быть сдан лектору для просмотра не позднее, чем за неделю до даты сдачи зачета, т.е. не позднее даты проведения консультации перед зачетом.

Аспиранты, посетившие менее 35% занятий, или не представившие реферат, к сдаче зачета в текущем учебном году допущены не будут.

Аспиранты, посетившие более 35% занятий, но представившие реферат неудовлетворительного (по мнению лектора) качества, будут сдавать зачет лично в день проведения зачета, отвечая на вопросы по содержанию курса и/или по его диссертационному исследованию.

Замечание: Аспиранты, получившие зачет «автоматом», естественно, имеют возможность поговорить с лектором в день сдачи зачета о содержании курса и/или о трудностях, возникших у него при системном описании его диссертационного исследования.


 

Основные требования к реферату

 

1. Объем реферата – 10-15 стр.

2. Титульный лист реферата содержит информациюследующего вида:

МАИ (НИУ)

Реферат

По дисциплине «Системный анализ»

на тему: «Системное описание (указать объект исследования) »

Составил аспирант? года каф.???

Иванов И.И. _________________

(подпись, дата)

Научный руководитель аспиранта

(степень, звание, должность)

Петров П.П. _________________

(подпись, дата)

Лектор

д.т.н., проф. Бобронников В.Т. ___________

 

Москва, 2016


 

Вопросы для написания реферата

 

Реферат посвященсистемному описанию объекта исследования, рассматриваемого в будущей диссертационной работе аспиранта. Он должен содержать ответы на следующие вопросы

1. Какая система является объектом изучения в Вашей диссертационной работе?

2. Какова цель системы?

3. Какова цель исследования системы?

4. В состав какой надсистемы входит изучаемая система?

5. Из каких подсистем состоит система?

6. Какие задачи решают подсистемы в составе системы?

7. Сформулируйте кратко сценарий функционирования системы.

8. Какие факторы внешней среды (другие системы и природные факторы) Вы учитываете при анализе функционирования изучаемой Вами системы?

9. Какой информацией о факторах внешней среды Вы располагаете (детерминированные, случайные, интервально неопределенные, активное противодействие противника или конкурента)?

10. Какие показатели эффективности системы в целом и ее подсистем Вы рассматриваете?

11. Как в этих показателях учитывается информация о факторах внешней среды, которой Вы располагаете?

12. Какое множество альтернатив системы (дискретное, непрерывное, смешанное)Вы рассматриваете? Перечислите альтернативы, которые вы предполагаете рассмотреть в работе.

13. Укажите основные структуры и параметры, характеризующие рассматриваемые Вами альтернативы системы.

14. При каких ограничениях на значения параметров системы должна решаться задача?

15. Составьте функциональную схему системы и опишите функциональные связи между подсистемами в ее составе, а также между подсистемами и внешней средой, подлежащие учету при разработке математической модели системы?

16. Какую задачу: анализа или синтеза системы Вы решаете? Как решаемая задача связана с целью системного исследования, которое Вы проводите в диссертации?

17. Укажите тип математической модели (аналитическая, имитационная, эмпирическая), которую Вы разрабатываете или используете в готовом виде для решения задачи анализа системы?

18. Опишите кратко особенности разрабатываемой Вами моделиизучаемой системы?

19. На каком этапе разработки модели системы Вы находитесь в настоящее время?

20. В какой среде (языке) программирования вы реализуете разрабатываемую модель?

21. Если в работе решается задача синтеза системы, то какой алгоритм оптимизации альтернативы системы (решающее правило) Вы используете (или предполагаете использовать)?

22. Если при решении задачи синтеза системы Вы рассматриваете несколько показателей ее эффективности, то как Вы решаете или предполагаете решать задачу синтеза (оптимизации) системы по векторному критерию?

23. Какие публикации и/или выступления на конференциях по теме диссертации вы имеете к настоящему времени?


МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

«Утверждаю»

Проректор по научной работе

______________Шевцов В.А.

«___»_______________2012 г.

П Р О Г Р А М М А

дисциплины СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

по специальности все специальности

 

Аудиторныезанятия (в часах) Самостоятельная работа аспиранта (СРА)
Лекции (ЛК) Практические занятия (ПЗ)
34 часа 16 часов 22 часа
Итого: 50 Форма отчетности: часов зачет (2 зачетные единицы)

 

 

Программу составил д.т.н. профессор Бобронников В.Т. Подпись ____________________

Заведующий обеспечивающей кафедрой 604

"Системный анализ и управление" Малышев В.В. Подпись ______________________

«___»_________________ 2012 г.

 

Программа одобрена:

 


Заведующий отделом аспирантуры

Владимирова Г.А. Подпись ____________

«___»_________________ 2012 г.

 

 

Председатель УМС обеспечивающего факультета

Подпись ____________

 

«___»_________________ 2012 г.

 

 

Декан выпускающего факультета

Подпись ___________

 

«___»_____­­­______________ 2012 г.



Раздел 1. Цель и задачи изучения дисциплины

Системный анализ является междисциплинарной наукой, посвященной изучению общих свойств систем естественного и искусственного происхождения и общих методов исследования (решения задач анализа, синтеза и управления) такими системами.

Цель дисциплины. Дисциплина "Системный анализ" имеет целью изучениеаспирантами всех кафедр и специальностей института - будущими преподавателями и научными работниками - методов проведения системных исследований при решении проблем проектирования, создания и эксплуатации объектов аэрокосмической техники.

Задачи дисциплины. Главнойзадачей дисциплины является приобретение аспирантамикомпетенций(знаний, умений и навыков) самостоятельного применения подходов и методов системного анализа при решении конкретных практических проблем, возникающих в их профессиональной деятельности, в том числе проблем, решаемых в диссертационном научном исследовании аспиранта.

Для решения этой задачи в дисциплине изучаются:

· общие свойства организационно-технических систем (в дальнейшем - ОТС или просто систем) как объектов проектирования, создания и управления их функционированием;

· методология проведения системных исследований;

· методы анализа систем на этапе проектирования;

· методы системного проектирования (синтеза) систем;

· методологические вопросы построения математических моделей систем для решения задач анализа и синтеза систем;

· методология принятия решений при решении задачи синтеза системы;

· методы многокритериального выбора (оптимизации систем по векторному критерию);

· неформализованные методы исследования систем (экспертные оценки, мозговая атака и др.).

Чтение лекций сопровождается практическими занятиями, которые проводятся на кафедре 604, в том числе на компьютерах в лаборатории кафедры.

В самостоятельной работе аспирант готовит реферат. Темой реферата является описаниеего диссертационной работы с позиций данного курса, в том числе рассмотрение объекта исследования как системы. Подготовка реферата предполагает развернутые ответы на контрольные вопросы по курсу, представленные ниже в данной программе, применительно к системе, применительно к которой проводятся исследования в диссертационной работе аспиранта. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета, основным содержанием которого является обсуждение реферата, подготовленного аспирантом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: