Методические особенности работы по программе

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

// Хухлаева О.В. Практический материал для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003, раздел 3

 

Деятельность психолога системы образования можно разделить на три основных направления: диагностическое, коррекционное, психопрофилактическое.

Однако, как показывают наблюдения, в реальной практике психолог делает акцент на каком-либо одном направлении деятельности, чаще — диагностическом, иногда он и ограничиваете только им. Психокоррекционное направление обычно представлено слабее, психопрофилактическое, как правило, отсутствует вовсе.

Нам представляется, что во многом избежать такого «пере коса» способна такая модель психологической работы в системе образования, в которой в качестве основной цели психолога выступает содействие адаптации ребенка к школе или детском саду, организация конструктивного психолого-педагогического взаимодействия детей, педагогов и психолога.

Надо отметить, что, как правило, из поля зрения психолога выпадают дети, которые хорошо себя ведут или хорошо учатся, но при этом испытывают то или иное личностное неблагополучие. Обычно в таких случаях проблемы ребенка не замечаются родителями, ни педагогами. Более того, иногда такой ребенок может быть даже удобен взрослому, так как послушен, имеет высокую учебную мотивацию. Но именно детям «группы риска», и никому другому, необходима психологическая поддержка, в том числе в виде психологической групповой работы. Особенно актуально в период адаптации к школе, потому что именно в это время у всех детей повышается вероятность развития глубокого внутреннего конфликта, неадекватных компенсационных механизмов, психосоматизации. Еще более эффективно, если такая работа ведется в период подготовки детей к школе, то есть в старшей и подготовительной группах детского сада.

Хочется также обратить внимание на массовость «группы риска». Исследования, проведенные студентами МПГУ им. Ленин! МОСУ, свидетельствуют о том, что до 70% детей требуют психологической поддержки (фактически это каждый ребенок, поступающий в первый класс).

Мы полагаем, что единственно возможный путь в данной ситуации — это включение детей в групповую психологическую работу, которая является одновременно и психокоррекционной, психопрофилактической.

Предлагаемая программа занятий является, с нашей точки зрения, примером такого рода работы. Программа состоит из трех блоков — эмоционального, когнитивного и ролевого.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Формы проведения занятий определяются прежде всего возрастом детей.

Для детей до семи лет предпочтительной является форма тре­нинга, включающего в себя элементы всех трех блоков.

Для детей 7-10 лет работу по программе предпочтительнее выделить в особый урок с элементами тренинга «Психологичес­кая этика».

Работа тренинговой группы отличается рядом специфичес­ких особенностей. Отметим некоторые из них.

Активность участников тренинга носит особый характер, по­скольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражне­ний для отработки определенных умений, развития особых личностных качеств и установок, влияющих на процесс общения с другими. При проведении тренинга акцент делается на созда­нии атмосферы доверия и безопасности, и поэтому очень важно подчеркивать, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Ребенок на тренинге принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполне­ния того или иного упражнения. Ведущий же старается организо­вать тренинг так, чтобы дети хотели в нем участвовать. Ведущий также побуждает участников (на доступном данному возрасту уров­не) к рефлексии процессов, происходящих в группе.

Правила поведения на тренинге менее регламентированы, чем на уроке, в том числе снижен внешний контроль. Предпола­гается, что участники тренинга сами контролируют свое поведе­ние. В отличие от урока дети сидят на ковре или на стульях, поставленных кругом, видят глаза друг друга, что позволяет им говорить с места, не вставая, не поднимая руки.

Состав группы и продолжительность занятий также опре­деляются прежде всего возрастом детей.

Для детей 5-6 лет оптимальный размер группы — 6-7 чело­век, оптимальная продолжительность занятия — 25-30 минут.

Для детей 5-9 лет занятия могут проводиться в группе до 10, человек и продолжаться 45 минут.

При формировании группы необходимо учитывать личност­ные особенности детей. Так, не рекомендуется включать в группу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка. Если же соблюдение этого условия невозможно, то включению таки; детей в группу должна предшествовать индивидуальная игровая терапия с ними.

Оптимальная частота проведения занятий — 2 раза в неде­лю.

Начинать работу предпочтительнее с эмоционального блока, поскольку использованные в этой части программы процедуры более других напоминают традиционные формы работы с детьми, что облегчает ведущему установление на занятиях дисцип­лины.

Структура отдельного занятия. Каждое занятие обычно состоит из трех частей: разминки, основной и заключительной час­тей.

Разминка ставит целью включить детей в работу группы. В пер­вое время очень важно подчеркивать необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивания типа «Можно я?!». Можно ввести особые поощрительные значки, которые да­ются детям, ни разу никого не перебившим в течение занятия.

Основная часть определяется содержанием той или иной про­граммы.

Главная задача заключительной части — снятие у детей эмо­ционального возбуждения. Хочется особо обратить внимание начинающих ведущих на эту часть работы, поскольку неумение снять у детей возбуждение может привести к снижению авторитета пси­холога. У учителей и воспитателей могут возникнуть жалобы на неуправляемость детей после занятий с психологом. У нас был, случай, когда, выходя с психологического занятия со студенткой, практиканткой, мальчик с повышенной агрессивностью, ударив ногой в стеклянную дверь, разбил ее. Заключительная часть занятия должна обязательно включать в себя релаксационные ды­хательные и мышечные упражнения. Можно использовать элементы гимнастики Джекобсона, модифицированные для детей И. Г. Выготской.

Важно понимать, что ведущий в тренинговой группе занима­ет совершенно особую позицию, отличную от позиции учителя на уроке. Лучше всего, если ведущий сможет общаться с ребенком как взрослый со взрослым. Важно понимать, что это такое, по­скольку, как показывает наша практика, начинающие психологи обычно общаются с детьми в группе как добрые родители с ре­бенком. Проникнувшись идеями гуманистической психологии и педагогики, они начинают «активно любить детей» и в результате демонстрируют либерально-попустительский стиль общения с ними. Следствием этого может быть потеря авторитета веду­щего, а иногда и агрессия со стороны детей.

Типичные трудности. Достаточно часто при проведении за­нятий неопытным ведущим можно наблюдать следующую карти­ну: дети начинают ерзать на стульях, болтать ногами, затем поворачиваться в разные стороны, разговаривать друг с другом, отвлекаться. Ведущий раздражается, начинает делать то одно­му, то другому ребенку замечания, и, наконец, атмосфера в груп­пе становится такой, что продолжать занятия уже невозможно. Опытный ведущий умеет реагировать на подобные ситуации кон­структивно.

Попробуем описать наиболее распространенные причины подобного поведения детей и продуктивные способы поведения ведущего в этих ситуациях.

Причина № 1. Ведущий увлекся вербальными упражнениями. В таком случае необходимо прогрести подвижную игру.

Причина № 2. Та форма работы, которой в настоящее время занимается группа, затянута, детям она надоела. В подобных си­туациях необходимо, собрав внимание детей, быстро предложить им упражнение, отличающееся по форме от предыдущего.

Причина № 3. Дети устали. В этом случае необходимо провести расслабляющее упражнение или же, если дети устали очень сильно, закончить занятие.

Типичной является и такая ситуация: дети начинают вскаки­вать со стульев, громко говорить или кричать, перестают слушать ведущего (не слышат его). Вероятнее всего, это означает, что ведущий увлекся подвижными или эмоционально насыщенными играми и не заметил, как дети перевозбудились. В этой ситуации не допустимо повышение голоса. Необходимо провести расслабляющие упражнения.

Затруднить проведение занятий может присутствие в группе гиперактивного или агрессивного ребенка, который может начат что-то выкрикивать, вставать и ходить во время занятия, отказываться выполнять упражнения. Как правило, таким способом стремится получить внимание ведущего, и поэтому чем более воспитательных воздействий попытается использовать взрослый, тем хуже будет вести себя ребенок. Опытный ведущий в такой ситуации, оставаясь внутренне спокойным, может позволив себе оставлять без внимания подобные действия ребенка, если они не опасны для окружающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: