Сочинения-рассуждения предложений в тексте

 

Схема
«Структура экзаменационного сочинения»

I часть. Анализ исходного текста.

  1. Тема, проблема текста.

2. Комментарий к проблеме текста.

3. Авторская позиция в тексте.

II часть. Собственное мнение по проблеме.

  1. Тезис (собственное мнение).

2. Доказательства (потому что…)

1 аргумент

а) довод (суждение, мысль)

б) пример из читательского опыта

в) вывод (основная мысль абзаца)

2 аргумент

а) довод (суждение, мысль)

б) пример из читательского опыта

в) вывод (основная мысль абзаца)

3. Вывод (что из этого следует)

Работа с текстом

Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу. Не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуж­даемых проблемах.

Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в полной боевой готовности.

Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения. Поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение налету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

По А. Павловой

 

Комментарий

(с помощью комментирующих глаголов и оценочных слов, м/т не перечисляем, а делаем по ним выводы, обобщения)

Автор очень интересно рассуждает о трех разновидностях манеры вести спор: уважительной, «военной» и агрессивной.

В тексте Л. Павлова обращается к актуальной проблеме нашего общества: пренебрежительное отношение людей друг к другу влияет на успех обсуждения.

К сожалению, среди нас немало тех, кто хочет выиграть спор любой ценой, «наголову разбив противника». С такими спорщиками надо быть постоянно «в боевой готовности». Но особенно нам неприятны грубые, высокомерные люди, для которых спор – это лишний повод доказать свое превосходство над другими

Автор текста убежден в том, что единственно приемлемый вид спора: когда люди проявляют друг к другу уважение. Именно в этом случае спорящие будут не только слушать друг друга, но и слышать.

Нельзя оставаться равнодушным к выводу, который делает Л. Павлова: поведение полемистов влияет на успех обсуждения. Нужно понимать какой вид спорщика перед тобой, чтобы диалог построить конструктивно. Это настоящий урок мудрости для читателя: оказывается спором можно управлять.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: