Вопросник для ребенка дошкольника

(заполняется социальным педагогом)

При заполнении вопросника следует максимально точно записывать ответ. Для того, чтобы не было сомнения, что ребенок понимает, о чем его спрашивают, следует сначала задать вопрос в той форме, как он записан в вопроснике, а затем уточнить, с помощью дополнительных вопросов. Например, что было, когда ты плохо поступил? Что ты сделал? И т.д.

Все сомнения и комментарии необходимо записывать рядом с ответом ребенка. Полезно отмечать и те особенности поведения, которыми ребенок сопровождает свои ответы на вопросы. Особое внимание следует обратить на ответы «Забыл», «Не помню, «Не знаю». Подсчет подобных ответов позволит получить дополнительную информацию.

Имя и фамилия ребенка ____________________________________

Возраст ребенка _________________

1. Скажи, пожалуйста, тебя дома наказывают? (При ответе «нет» стоит спросить: Что делают родители, когда ты плохо поступаешь?» – и в дальнейшем использовать сочетание «плохо поступил»)

_____________________________________________________________________________

2. За что, обычно, тебя наказывают?

_____________________________________________________________________________

3. Кто чаще всего это делает?

_____________________________________________________________________________

4. Как тебя наказывают? Что делают при этом?

_____________________________________________________________________________

5. Что ты чувствуешь, когда тебя наказывают?

_____________________________________________________________________________

6. Как ты думаешь, что чувствует тот, кто тебя наказывает?

_____________________________________________________________________________

7. Скажи, пожалуйста, тебя дома хвалят?

_____________________________________________________________________________

8. За что, обычно, тебя хвалят? (При ответе ребенка «нет» следует задать вопрос: «Что делают мама или папа, когда ты поступаешь хорошо?» В дальнейшем можно использовать в вопросах это сочетание)

_____________________________________________________________________________

9. Кто чаще всего это делает?

_____________________________________________________________________________

10. Как тебя хвалят? Что делают при этом?

_____________________________________________________________________________

11. Что ты чувствуешь, когда тебя хвалят?

_____________________________________________________________________________

12. Как ты думаешь, что чувствует тот, кто тебя хвалит?

_____________________________________________________________________________

13.Что чаще с тобой случается – тебя чаще наказывают или чаще хвалят?

_____________________________________________________________________________

14. Что тебе в себе нравится?

_____________________________________________________________________________

15. Что тебе в себе не нравится?

____________________________________________________________________________

16. Как ты думаешь, зачем детей наказывают?

_____________________________________________________________________________

17. Как ты думаешь, ты меняешься после наказания?

_____________________________________________________________________________

18. Как нужно наказывать детей?

_____________________________________________________________________________

19. Как ты думаешь, зачем детей хвалят?

_____________________________________________________________________________

20. Как ты думаешь, ты меняешься после похвалы?

_____________________________________________________________________________

21. Как лучше хвалить детей?

_____________________________________________________________________________

22. Когда ты вырастишь, ты будешь хвалить детей? Как?

_____________________________________________________________________________

23. Когда ты вырастишь, ты будешь наказывать детей? Как?

_____________________________________________________________________________

Ключ к вопросникам «Осознанность использования родителями системы наказания и поощрения. Выявление искажения восприятия эмоциональной информации у детей».

Анализ производится по следующим параметрам:

1. Соответствие ответов родителей и ребенка по пунктам 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14

Если в ответах родителей и детей нет противоречий (то есть ответы либо совпадают, либо родитель дает более развернутый ответ по отношению к ребенку), то родители и дети взаимно понимают друг друга.

2. Наличие алекситимии. Проверяются пункты: 5, 6, 11, 12. При отсутствии ответов родителей в данных пунктах можно говорить о наличии алекситимии, то есть способности описывать свои чувства словами и у детей и у родителей. Для детей младше 5 лет в этих пунктах достаточно ответа «хорошо» или «плохо».

3. Наличие неадекватных ответов (ответы типа «не знаю», «не помню», инвертированные ответы, например, грусть при поощрении и радость при наказании, а также ответы «мне плохо всегда»). Ответы «не знаю» и «не помню» свидетельствуют о вытеснении соответствующих чувств, инвертированные ответы – об искажении восприятия эмоциональной информации.

Модифицированный вариант:

Вопросник для описания системы наказания и поощрения в детстве родителей. Вопросник создан для сбора максимально полной информации о способах воздействия на ребенка. Постарайтесь ответить на все вопросы.

Если у вас возникнут замечания или дополнения, можете записать их в конце вопросника.

ФИО________________________________________________________________________________

Ваш возраст:__________

Национальность (к культуре какого народа вы себя относите):______

Образование (неоконченное среднее, среднее, неоконченное высшее, высшее)

Профессия ______________________________________________

Есть ли у вас дети и сколько? ____________

Замечание: Под наказанием понимается любое воздействие, цель которого – убрать определенное поведение ребенка

1. Наказывали ли вас в детстве?_____________________________

2. За что, обычно, вас наказывали?__________________________

3. Кто чаще всего это делал?_______________________________

4. Как вас наказывали?___________________________________

5. Что вы чувствовали, когда вас наказывали?__________________

________________________________________________________

6. Как вы относитесь к этому теперь? (Что вы чувствуете и думаете?) _________________________________________________

7. Как вы думали в детстве, что чувствовал тогда тот, кто вас наказывал?) ________________________________________________

8. Что вы думаете об этом теперь?___________________________

9. Поощряли ли вас в детстве?______________________________

10. За что, обычно, вас поощряли?___________________________

11. Кто чаще всего это делал?_______________________________

12. Как вас поощряли?____________________________________

13. Что вы чувствовали, когда вас поощряли?__________________

14. Как вы относитесь к этому теперь? (Что вы чувствуете и думаете?)

________________________________________________________

15. Как вы думали в детстве, что чувствовал тогда тот, кто вас поощрял?

________________________________________________________

16. Что вы думаете об этом теперь?___________________________

17. Что чаще было – наказание или поощрение?________________

18. Как вы думаете теперь, каким должно быть наказание ребенка?

________________________________________________________

19. Когда должно применять наказание?_______________________

________________________________________________________

20. Как вы думаете теперь, каким должно быть поощрение ребенка?

________________________________________________________

21. Когда должно применяться поощрение?____________________

24. Как вы думаете теперь, какие чувства должны быть у ребенка

при поощрении?_____________________________________________

25. Как вы думаете теперь, какие чувства должны быть у родителя

при поощрении?_____________________________________________

28. Какие положительные личностные качества есть у вас?

________________________________________________________

29. Какие отрицательные личностные качества есть у вас?

________________________________________________________

30. Помог ли данный вопросник вам узнать что-то большее о себе?_______________________________________________________

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: