(заполняется социальным педагогом)
При заполнении вопросника следует максимально точно записывать ответ. Для того, чтобы не было сомнения, что ребенок понимает, о чем его спрашивают, следует сначала задать вопрос в той форме, как он записан в вопроснике, а затем уточнить, с помощью дополнительных вопросов. Например, что было, когда ты плохо поступил? Что ты сделал? И т.д.
Все сомнения и комментарии необходимо записывать рядом с ответом ребенка. Полезно отмечать и те особенности поведения, которыми ребенок сопровождает свои ответы на вопросы. Особое внимание следует обратить на ответы «Забыл», «Не помню, «Не знаю». Подсчет подобных ответов позволит получить дополнительную информацию.
Имя и фамилия ребенка ____________________________________
Возраст ребенка _________________
1. Скажи, пожалуйста, тебя дома наказывают? (При ответе «нет» стоит спросить: Что делают родители, когда ты плохо поступаешь?» – и в дальнейшем использовать сочетание «плохо поступил»)
_____________________________________________________________________________
2. За что, обычно, тебя наказывают?
_____________________________________________________________________________
3. Кто чаще всего это делает?
_____________________________________________________________________________
4. Как тебя наказывают? Что делают при этом?
_____________________________________________________________________________
5. Что ты чувствуешь, когда тебя наказывают?
_____________________________________________________________________________
6. Как ты думаешь, что чувствует тот, кто тебя наказывает?
_____________________________________________________________________________
7. Скажи, пожалуйста, тебя дома хвалят?
_____________________________________________________________________________
8. За что, обычно, тебя хвалят? (При ответе ребенка «нет» следует задать вопрос: «Что делают мама или папа, когда ты поступаешь хорошо?» В дальнейшем можно использовать в вопросах это сочетание)
_____________________________________________________________________________
9. Кто чаще всего это делает?
_____________________________________________________________________________
10. Как тебя хвалят? Что делают при этом?
_____________________________________________________________________________
11. Что ты чувствуешь, когда тебя хвалят?
_____________________________________________________________________________
12. Как ты думаешь, что чувствует тот, кто тебя хвалит?
_____________________________________________________________________________
13.Что чаще с тобой случается – тебя чаще наказывают или чаще хвалят?
_____________________________________________________________________________
14. Что тебе в себе нравится?
_____________________________________________________________________________
15. Что тебе в себе не нравится?
____________________________________________________________________________
16. Как ты думаешь, зачем детей наказывают?
_____________________________________________________________________________
17. Как ты думаешь, ты меняешься после наказания?
_____________________________________________________________________________
18. Как нужно наказывать детей?
_____________________________________________________________________________
19. Как ты думаешь, зачем детей хвалят?
_____________________________________________________________________________
20. Как ты думаешь, ты меняешься после похвалы?
_____________________________________________________________________________
21. Как лучше хвалить детей?
_____________________________________________________________________________
22. Когда ты вырастишь, ты будешь хвалить детей? Как?
_____________________________________________________________________________
23. Когда ты вырастишь, ты будешь наказывать детей? Как?
_____________________________________________________________________________
Ключ к вопросникам «Осознанность использования родителями системы наказания и поощрения. Выявление искажения восприятия эмоциональной информации у детей».
Анализ производится по следующим параметрам:
1. Соответствие ответов родителей и ребенка по пунктам 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13,14
Если в ответах родителей и детей нет противоречий (то есть ответы либо совпадают, либо родитель дает более развернутый ответ по отношению к ребенку), то родители и дети взаимно понимают друг друга.
2. Наличие алекситимии. Проверяются пункты: 5, 6, 11, 12. При отсутствии ответов родителей в данных пунктах можно говорить о наличии алекситимии, то есть способности описывать свои чувства словами и у детей и у родителей. Для детей младше 5 лет в этих пунктах достаточно ответа «хорошо» или «плохо».
3. Наличие неадекватных ответов (ответы типа «не знаю», «не помню», инвертированные ответы, например, грусть при поощрении и радость при наказании, а также ответы «мне плохо всегда»). Ответы «не знаю» и «не помню» свидетельствуют о вытеснении соответствующих чувств, инвертированные ответы – об искажении восприятия эмоциональной информации.
Модифицированный вариант:
Вопросник для описания системы наказания и поощрения в детстве родителей. Вопросник создан для сбора максимально полной информации о способах воздействия на ребенка. Постарайтесь ответить на все вопросы.
Если у вас возникнут замечания или дополнения, можете записать их в конце вопросника.
ФИО________________________________________________________________________________
Ваш возраст:__________
Национальность (к культуре какого народа вы себя относите):______
Образование (неоконченное среднее, среднее, неоконченное высшее, высшее)
Профессия ______________________________________________
Есть ли у вас дети и сколько? ____________
Замечание: Под наказанием понимается любое воздействие, цель которого – убрать определенное поведение ребенка
1. Наказывали ли вас в детстве?_____________________________
2. За что, обычно, вас наказывали?__________________________
3. Кто чаще всего это делал?_______________________________
4. Как вас наказывали?___________________________________
5. Что вы чувствовали, когда вас наказывали?__________________
________________________________________________________
6. Как вы относитесь к этому теперь? (Что вы чувствуете и думаете?) _________________________________________________
7. Как вы думали в детстве, что чувствовал тогда тот, кто вас наказывал?) ________________________________________________
8. Что вы думаете об этом теперь?___________________________
9. Поощряли ли вас в детстве?______________________________
10. За что, обычно, вас поощряли?___________________________
11. Кто чаще всего это делал?_______________________________
12. Как вас поощряли?____________________________________
13. Что вы чувствовали, когда вас поощряли?__________________
14. Как вы относитесь к этому теперь? (Что вы чувствуете и думаете?)
________________________________________________________
15. Как вы думали в детстве, что чувствовал тогда тот, кто вас поощрял?
________________________________________________________
16. Что вы думаете об этом теперь?___________________________
17. Что чаще было – наказание или поощрение?________________
18. Как вы думаете теперь, каким должно быть наказание ребенка?
________________________________________________________
19. Когда должно применять наказание?_______________________
________________________________________________________
20. Как вы думаете теперь, каким должно быть поощрение ребенка?
________________________________________________________
21. Когда должно применяться поощрение?____________________
24. Как вы думаете теперь, какие чувства должны быть у ребенка
при поощрении?_____________________________________________
25. Как вы думаете теперь, какие чувства должны быть у родителя
при поощрении?_____________________________________________
28. Какие положительные личностные качества есть у вас?
________________________________________________________
29. Какие отрицательные личностные качества есть у вас?
________________________________________________________
30. Помог ли данный вопросник вам узнать что-то большее о себе?_______________________________________________________