Динамика детско-родительских отношений в семье

Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале

1. Оцените психологический климат в Вашей семье: _______

2. Насколько Вы интересуетесь проблемами своего ребенка? ______

3. Какова степень трудности в общении с ребенком? ______

4. Как Вы думаете, как ребенок относится к Вам? ______

5. Насколько Вы последовательны во взаимоотношениях с ребенком? _____

Проведение оценки ситуации в семье:

 

1. Определение состава семьи.

Задача 1: Оценить, кто входит в состав семьи.

Для этого социальному педагогу необходимо ответить на вопросы:

- Кто включен в состав семьи, а кто нет?

- Насколько члены семьи важны друг для друга?

- Кто из членов семьи поддерживает кого и при каких обстоятельствах?

- Кто является главой семьи?

- Кто из членов семьи пользуется влиянием, к чьим советам прислушиваются?

- Кто из членов семьи может попытаться помешать усилиям, направленным на достижение перемен, особенно если этот человек напрямую не вовлечен в совместную работу?

Вопросы для членов семьи:

- Кто входит в вашу семью?

- Кто из них вам ближе всех?

- Кто устанавливает правила в вашей семье?

- Чье мнение вы цените?

- К кому вы обращаетесь за помощью или советом?

Задача 2: Оценить структуру, характер отношений между членами семьями.

Для этого социальному педагогу необходимо ответить на вопросы:

- Что члены семьи делают хорошо? Чем гордятся? Что порождает в них чувства собственного достоинства и удовлетворения?

- С какими стрессами и проблемами члены семьи успешно справились в прошлом? Как им это удалось? Какие ресурсы и адаптивные стратегии они использовали?

- Каким образом сильные стороны могут быть развиты и наиболее эффективно использованы для решения текущих проблем?

- Какие побудительные мотивы движут членами семьи? Чего родители хотят для себя и для своих детей? Как они могут направить свою энергию на достижение избранных ими целей?

- В чем цели и желание членов совпадают с ожиданиями центра социальной помощи семье и детям и что может помешать семье в достижении этих целей? Какие барьеры могут быть устранены с помощью социального педагога, чтобы дать членам семьи возможность продолжить движение к намеченным целям?

Задача 3: Оценить экономические и средовые факторы, непосредственно влияющие на качество жизни членов семьи:

- Уровень и стабильность дохода;

- Способность грамотно распоряжаться имеющимися денежными средствами;

- Наличие продуктов питания и подходящей одежды;

- Обустройство места проживания семьи;

- Уровень безопасности и достаточности жилья;

- Доступность общественного транспорта.

Для этого социальному педагогу необходимо ответить на вопросы:

- Как члены семьи относятся к возможности пользования социальными услугами, предлагаемыми государственными и общественными организациями?

- Что члены семьи знают о возможности получения таких услуг?

- Пользуются ли члены семьи услугами, предлагаемыми общественными организациями, местными организациями для удовлетворения своих базовых потребностей, для получения межличностной поддержки? Используют ли они все имеющиеся в их распоряжении ресурсы?

- Есть ли у членов семьи возможность пользоваться предлагаемыми услугами и что им мешает это делать (отсутствие транспорта, неуверенность, непонимание того, как устроена система, предыдущий негативный опыт общения с данными организациями)?

 

Список литературы:

 

2. Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью, или практика работы с семьями. Учебно – методическое пособие. – Псков, 2002.

3. Николаева Е.И. Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей – сирот. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2011.

4. Райкус Джудит, Хьюз Рональд. Социально – психологическая помощь помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие. Том 2. Планирование и семейно - ориентированная социальная работа. - СПб.: Питер, 2009.

5. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос, 2003.

6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.:2002.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: