Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале
1. Оцените психологический климат в Вашей семье: _______
2. Насколько Вы интересуетесь проблемами своего ребенка? ______
3. Какова степень трудности в общении с ребенком? ______
4. Как Вы думаете, как ребенок относится к Вам? ______
5. Насколько Вы последовательны во взаимоотношениях с ребенком? _____
Проведение оценки ситуации в семье:
1. Определение состава семьи.
Задача 1: Оценить, кто входит в состав семьи.
Для этого социальному педагогу необходимо ответить на вопросы:
- Кто включен в состав семьи, а кто нет?
- Насколько члены семьи важны друг для друга?
- Кто из членов семьи поддерживает кого и при каких обстоятельствах?
- Кто является главой семьи?
- Кто из членов семьи пользуется влиянием, к чьим советам прислушиваются?
- Кто из членов семьи может попытаться помешать усилиям, направленным на достижение перемен, особенно если этот человек напрямую не вовлечен в совместную работу?
Вопросы для членов семьи:
- Кто входит в вашу семью?
- Кто из них вам ближе всех?
- Кто устанавливает правила в вашей семье?
- Чье мнение вы цените?
- К кому вы обращаетесь за помощью или советом?
Задача 2: Оценить структуру, характер отношений между членами семьями.
Для этого социальному педагогу необходимо ответить на вопросы:
- Что члены семьи делают хорошо? Чем гордятся? Что порождает в них чувства собственного достоинства и удовлетворения?
- С какими стрессами и проблемами члены семьи успешно справились в прошлом? Как им это удалось? Какие ресурсы и адаптивные стратегии они использовали?
- Каким образом сильные стороны могут быть развиты и наиболее эффективно использованы для решения текущих проблем?
- Какие побудительные мотивы движут членами семьи? Чего родители хотят для себя и для своих детей? Как они могут направить свою энергию на достижение избранных ими целей?
- В чем цели и желание членов совпадают с ожиданиями центра социальной помощи семье и детям и что может помешать семье в достижении этих целей? Какие барьеры могут быть устранены с помощью социального педагога, чтобы дать членам семьи возможность продолжить движение к намеченным целям?
Задача 3: Оценить экономические и средовые факторы, непосредственно влияющие на качество жизни членов семьи:
- Уровень и стабильность дохода;
- Способность грамотно распоряжаться имеющимися денежными средствами;
- Наличие продуктов питания и подходящей одежды;
- Обустройство места проживания семьи;
- Уровень безопасности и достаточности жилья;
- Доступность общественного транспорта.
Для этого социальному педагогу необходимо ответить на вопросы:
- Как члены семьи относятся к возможности пользования социальными услугами, предлагаемыми государственными и общественными организациями?
- Что члены семьи знают о возможности получения таких услуг?
- Пользуются ли члены семьи услугами, предлагаемыми общественными организациями, местными организациями для удовлетворения своих базовых потребностей, для получения межличностной поддержки? Используют ли они все имеющиеся в их распоряжении ресурсы?
- Есть ли у членов семьи возможность пользоваться предлагаемыми услугами и что им мешает это делать (отсутствие транспорта, неуверенность, непонимание того, как устроена система, предыдущий негативный опыт общения с данными организациями)?
Список литературы:
2. Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью, или практика работы с семьями. Учебно – методическое пособие. – Псков, 2002.
3. Николаева Е.И. Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей – сирот. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2011.
4. Райкус Джудит, Хьюз Рональд. Социально – психологическая помощь помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие. Том 2. Планирование и семейно - ориентированная социальная работа. - СПб.: Питер, 2009.
5. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос, 2003.
6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.:2002.