Предложение и его анализ

 

Предложение – это количество товара, которое может быть произведено фирмами за определённый период времени при существующей цене.

Существует при прочих равных условиях прямая зависимость между ценой и объёмом предложения – закон предложения

Рис. 5.2 - Предложение товара

 

Предложение может изменяться под воздействием неценовых факторов, которые приводят к параллельному сдвигу кривой вверх (влево) при его уменьшении и вниз (вправо) при увеличении.

К ним относят:

а) изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения цен на ресурсы;

б) цены товаров-заменителей и дополняющих товаров;

г) налоги и субсидии;

д) ожидания производителей;

е) внешние объективные условия производства.

Если учесть, что денежные средства у предпринимателей неизменны, то рост цен на факторы производства сокращает возможности их покупки и, следовательно, производства товаров и услуг. Следовательно, предложение товара сократится даже, если цена его останется неизменной. Совершенствование технологии позволяет произвести большее количество товаров из тех же ресурсов, что означает рост предложения.

Ресурсы могут использоваться на производство товаров, удовлетворяющих разные потребности. Например, молоко может использоваться для изготовления творога и для производства масла. Если цена масла на рынке возрастает, то очевидно, молокозаводу будет выгодно направить молоко на производство масла и предложение творога на рынке при неизменной цене сократится.

В условиях безотходного производства или комплексного использования сырья рост производства одного товара вызывает увеличение предложения дополняющих товаров. Если, например, растет цена на мясо, то это приведет к необходимости убить большее количество скота и увеличит предложение шкур для производства кожи.

Каждое предприятие платит налоги, которые рассматриваются как издержки производства. Поэтому, если налоги растут, то это вызывает сокращение производства и предложения товаров. Субсидии рассматриваются как уменьшение издержек предприятия. Поэтому, если субсидии растут, то издержки снижаются и при неизменных средствах можно увеличить предложение.

Ожидания изменения цен на товары в будущем могут повлиять на желание производителей поставить товар на рынок в настоящем или придержать его на складе. Обычно ожидание роста цен приводит к сокращению предложения.

Объективные условия в виде обычаев, традиций, климатических особенностей складывается на производстве и предложении. Так, если лето оказывается дождливым, то спрос на солнцезащитные очки сократится, и производство целесообразно снизить, а производство и предложение зонтов увеличится.

Совокупность кривых индивидуального предложения в рамках данного рынка дает кривую рыночного предложения, которая отражает ту минимальную цену, на которую согласны все производители при каждом данном объеме производства.

 


Рыночное равновесие

 

Взаимодействие спроса и предложения приводит к тому, что на рынке устанавливается такая цена, что потребители полностью удовлетворяют свой платёжеспособный спрос, а фирмы полностью реализуют все произведённые товары.

Рис. 5.3 - Равновесие спроса и предложения

 

Если цена будет выше равновесия (Р1>Ре), то предложение будет превышать спрос и на рынке возникнет излишек продукции. Фирмы, столкнувшиеся с проблемой реализации, начнут снижать цену, а снижение цены вызовет снижение объёма производства (действие закона роста альтернативных издержек). В то же время снижение цены на рынке увеличивает количество желающих приобретать данный товар в силу действия закона спроса.

Если цена окажется ниже равновесия (Р2<Ре), то на рынке возникнет дефицит товаров, так как фирмам невыгодно производить дешёвые продукты в большом объёме, а объём спроса большой, так как многие желают покупать дешёвые продукты. Существование дефицита позволяет фирмам поднять цену. Рост цены стимулирует увеличение производства продукции, а с другой стороны сокращает количество желающих приобрести продукцию. Цена будет подниматься до тех пор, пока объём спроса не будет равен объёму предложения – равновесие. Реализация товаров по равновесной цене – идеальный случай.

Равновесие может изменяться под воздействием неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение:

А) Если спрос растет, а предложение неизменно, то равновесная цена растет, равновесное количество реализуемого товара растет.

Б) Если спрос падает, а предложение неизменно, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара падает.

В) Если спрос не меняется, а предложение растет, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара растет.

Г) Если спрос не меняется, а предложение падает, то равновесная цена увеличивается, а равновесное количество реализуемого товара падает.

Д) Если спрос и предложение растут в одинаковой степени, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.

Е) Если спрос растет, а предложение падает в одинаковой степени, то равновесная цена растет, равновесное количество

Ж) Если в одинаковой степени спрос падает, а предложение растет, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.

З) Если в одинаковой степени спрос и предложение падают, то равновесная цена не меняется, а равновесное количество реализуемого товара снижается.

Сторонники рыночной экономики считают, что вмешательство государства в рыночный процесс ценообразования приводит к неэффективности экономики. Это связано с тем, что государство не может установить цены и объемы производства соответствующие равновесным ввиду постоянного изменения ситуации на рынке. Государственное регулирование производит к возникновению теневых рынков и дополнительных затрат общества на поддержание неэффективных предприятий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: