Организация самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям

Кафедра общепсихологических дисциплин

Комплект учебно-методических материалов к учебно-методическому комплексу: «Психология личности»

Для специальности 37.05.01 Клиническая психология

Курс 2

Семестр 3-4

Методические указания

По подготовке к практическим занятиям

(для студентов)

 

Составитель:

Люкшина Д.С., старший преподаватель

(ФИО, ученая степень, звание, должность)

Рецензент:

__________________________

(ФИО, ученая степень, звание, должность)

 

 

Утверждены

на учебно-методическом совещании

кафедры

от______________20__г.

Протокол №

Владивосток

2017

Организация самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям

Глубокое изучение психологии личности возможно лишь при активной самостоятельной работе студентов. Это требование относится к усвоению всего учебного материала.

Что необходимо учесть, приступая к самостоятельной работе:

1. внимательно ознакомиться со списком рекомендованной литературы, определить порядок и очередность ее изучения;

2. тщательно перечитать повторно записи лекций, соответствующие главы, параграфы учебника;

3. при изучении первоисточников, выделить, кроме общих положений, психологические аспекты изучаемой проблемы;

4. очень важно не допустить при самостоятельном изучении первоисточников механического переписывания того или иного положения, конспект должен быть написан самостоятельно каждым студентом лично, в соответствии с его знаниями, уровнем понимания значимости изучаемой проблемы в практическом решении стоящих задач сегодня.

Самостоятельная работа студентов при подготовке к практическим занятиям в рамках данной учебной дисциплины предполагает:

5. внимательное ознакомление с планом семинара, перечнем рекомендованной литературы;

6. повторение материала по конспекту лекции и учебнику, что позволит уяснить вопросы, выносимые для обсуждения на семинаре, восстановить в памяти основные понятия, категории и их причинно-следственные связи;

7. выбор темы доклада или вопроса для развернутого выступления и составление плана;

8. изучение первоисточников, дополнительной литературы, отбор и группировка материала в соответствии с планом будущего выступления;

9. самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, Интернет-ресурсами;

10. запись текста доклада или выступления с необходимыми определениями, фактами, цифрами, примерами, цитатами;

11. перечитывание текста выступления несколько раз (в зависимости от индивидуальных способностей) для твердого усвоения и запоминания;

12. составление плана-конспекта по каждому вопросу семинара, так как Вы должны быть готовыми выступить по любому из них.

Самостоятельная работа – один из основных видов учебной работы специалистов. Целью самостоятельной работы является систематизация и расширение полученных в рамках дисциплин модуля теоретических знаний, формирование умений самостоятельно мыслить, развивать творческую инициативу и исследовательские умения.

Самостоятельная работа может быть аудиторной (30%) и внеаудиторной (70%). Внеаудиторная самостоятельная работа студентов составляет примерно 70% времени общей нагрузки по курсу и расписанием занятий не регламентируется. Поэтому качество сформированных компетенций, навыков практической деятельности, прежде всего, зависит от активности студентов, их включенности в содержание практических занятий, творческой позиции.

Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется в рамках разработки учебных планов, рабочей программы и календарно-тематического плана учебного курса. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебному курсу осуществляется студентом совместно с преподавателем курса и заключается в определении содержания и объема учебной информации и практических заданий по всем темам, которые выносятся на самостоятельную внеаудиторную работу, а также в установлении форм и методов контроля результатов.

Периодически 1-2 раза в неделю на очных встречах с преподавателем обсуждаются результаты этой работы. Студент также может консультироваться с преподавателем с помощью электронной почты. Контроль их может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Могут также использоваться коллоквиумы, защиты творческих работ, доклады, рефераты, развернутое выступление по особо выделенным проблемам, постановка встречных вопросов к выступающим, рецензия на доклады, выступления на конференциях, самоотчеты, эссе.

Доклад продолжительностью до 15 минут должен охватывать одну из основных проблем темы практического занятия. Необходимо показать взаимосвязь теоретических положений с конкретными практическими задачами.

Выступление на практическом занятии должно освещать узкий круг специальных вопросов, иметь четкую структуру, быть логичным, аргументированным. Продолжительность выступления – не более 7 мин.

При подготовке к практическому занятию, а также в других случаях самостоятельной работы с литературой, студент может пользоваться библиотекой, в которой имеются научная и учебная литература, учебники, учебные пособия, справочная литература. Студент должен уметь с помощью каталогов найти необходимую литературу.

Каталог представляет собой перечень печатных изданий, имеющихся в библиотеке. На отдельных карточках каталога собраны сведения о каждой книге: фамилия автора, название книги, год ее издания, издательство и количество страниц текста. В левом верхнем углу карточки указан шифр, который является условным обозначением места книги на книжной полке. Карточки расположены в определенной последовательности в специальных ящиках.

В библиотеках есть алфавитный и систематический каталоги. Когда Вам известен автор и название книги, Вы используете алфавитный каталог. В систематическом каталоге все карточки с описаниями книг группируются по областям знаний. Если Вам необходимо подобрать литературу по определенному вопросу, то следует обратиться к систематическому каталогу.

Готовясь к практическому занятию, Вы должны учитывать, что оценку Вашего выступления будут определять:

13. подготовка по всем вопросам плана;

14. содержание выступления: научность, информативность, новизна материала;

15. методика выступления: структура изложения материала, свободное владение материалом, использование фактов, цифровых данных и их убедительность, использование наглядных пособий, схем, заинтересованность аудитории;

16. речь: простота и доходчивость, эмоциональность, интонация, дикция, темп и др.

Различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень. Самостоятельная работа выполняется по образцу: решение типовых задач, ответы на тестовые задания, заполнение таблиц, схем и т.д.

2. Продуктивный (частично-поисковый) уровень. В ходе этих работ происходит перестройка решений, составление плана, доклада, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться и рефераты.

3. Творческий (креативный) уровень. На этом уровне требуется анализ проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно провести выбор средства и методов решения.

Самостоятельная работа по модулям «Концепции личности» предполагает задействование всех уровней самостоятельной деятельности студентов и включает в себя следующие виды:

− самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами, в том числе – на английском языке;

− анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам модуля;

− написание аннотаций научных статьей (в том числе англоязычных);

− составление терминологических словарей и аннотированных указателей;

− составление реферата-конспекта научных статей (в том числе англоязычных);

− подготовка устного сообщения на основе реферата-конспекта;

− чтение и перевод профессионально ориентированных текстов, постановка проблемных вопросов, подготовка к обсуждению;

− самостоятельный сбор материалов, их систематизация и анализ с целью последующего создания и защиты проектов по теме: «Психология личности – дисциплина базового профильного обучения»; подготовки банка упражнений для работы над ситуационными тестами – анализом конкретной ситуации: «Основные принципы работы психолога в личностно-центрированной терапии».

− самостоятельный анализ психологического портрета клиента по изучаемым психодиагностическим методикам и составление рекомендаций по результатам исследования;

− анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисного психологического состояния, исследование своей профессиональной позиции при работе с клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики негативных психологических явлений.

Освоение теоретических основ по психологии личности, прежде всего, систематическую работу с литературой, которая предлагается преподавателем или подбирается студентом самостоятельно. Среди разных форм работы с литературой приоритет отдается тем, которые способствуют активной переработке прочитанного, а именно - подготовке сообщений к занятиям; реферирование и аннотирование научных статей; критическая оценка публикаций и Интернет-ресурсов в рамках темы.

Современные программные средства и методы работы с разносторонней информацией, размещенной в Интернете, дают возможность решать педагогические задачи по-новому, что относится и к организации самостоятельной работы студентов. Одним из таких способов современной организации процесса обучения в вузе является самостоятельная работа студентов по аннотированию Интернет-ресурсов, а также созданию методов проектов по темам курсов.

В качестве методических рекомендаций для студентов по курсу предлагаются рекомендации по аннотированию Интернет-ресурсов, написанию рефератов по дисциплине психология личности, по разработке и защите проектов по теме: «Психология личности – дисциплина базового профильного обучения», рекомендации по подготовке к зачету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: