Конкретные цели и задачи. Конкретная цель:практически использовать теоретические знания об индивидуальных свойств человека и их роли в развитии личности

Конкретная цель: практически использовать теоретические знания об индивидуальных свойств человека и их роли в развитии личности, с целью воспитания инициативы в их применении и формирования необходимых профессиональных компетенций.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные современные исследования в области темперамента и сделанные выводы с этическими и методическими основами их практической реализации.

«Уметь» - прогнозировать изменения детского темперамента, стилей семейного воспитания по мере взросления ребенка, оценивать их динамику при психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида.

«Владеть» - процедурами организации и проведения, современных научно-практических работ в исследованиях темперамента, стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Индивидуальность – системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации (из курса дисциплины общая психология).

Высшие психические функции – преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека (из курса дисциплины общая психология).

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (из курса дисциплины общая психология).

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психическое состояние — сложное, многообразное, достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации. Психические состояния – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата деятельности или адаптационного процесса (из курса дисциплины общая психология).

Эмоции – особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей (из курса дисциплины общая психология).

Эмпатия – способность сочувствовать, сопереживать (из курса дисциплины общая психология).

Чувства – наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (из курса дисциплины общая психология).

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения (из курса дисциплины общая психология).

Воля – процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков (из курса дисциплины общая психология).

Конформность – соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения (из курса дисциплины общая психология).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

Охарактеризуйте теорию индивидуальности Русалова В.М.

Осветите, какие три свойства, по В.М. Русалову, отражают общее свойство активности.

Осветите история взглядов на темперамент.

Охарактеризуйте уровни интегральной индивидуальности по В.С. Мерлину.

Осветите суть регулятивной теории темперамента Я. Стреляу.

Осветите современные исследования в области темперамента.

Охарактеризуйте, какие типы темперамента были выделены в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании А. Томаса и С. Чеса.

Осветите, что такое личностный принцип. Осветите, как возникает установка.

Осветите на основе, каких частных конституций формируется темперамент.

Осветите вопросы, возникающие в связи с проблемой детского темперамента.

Обоснуйте выводы, сделанные в исследованиях лаборатории когнитивных процессов Е.А. Сергиенко, об изменении стиля семейного воспитания по мере взросления ребенка.

Задания для СРС во внеучебное время:

Написать психологическое заключение по оценки типа темперамента.

Подготовить реферата по темам: «История развития взглядов на темперамент», «Конституциональная теория У. Шелдона», «Развитие взглядов на темперамент в работах В.С. Мерлина», «Подходы к измерению свойств нервной системы в школе Теплова-Небылицына», «Проблема темперамента в работах В.Д. Небылицына».

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Цель – выявление компетентности при описании психологических портретов лиц с различными типами темперамента.

«Чистые» типы встречаются редко. Каждый человек носит в себе различные типы темперамента. Каждый из типов наиболее ярко проявляется в благоприятной для него ситуации. Однако, как правило, один из типов является доминирующим.

Статистика утверждает, что по доминирующему типу темперамента среди людей сангвиники и флегматики составляют по 34%, холерики и меланхолики по 16.

Опишите психологические портреты лиц с различными типами темперамента:

Холерик. Ему присущи частые, резкие и порывистые движения, суетливость и даже парадность. Создается впечатление, что этому человеку некогда, он постоянно торопится. Во время разговора часто меняет позы, позиции. Выразительная мимика. Говорит быстро, сопровождая свою речь энергичной жестикуляцией. В речи чаще всего звучит пафос предстоящих свершений и побед.

Холерик – врожденный спорщик-виртуоз. В споре стремится к лидерству, к полной победе над собеседником. Для него существуют лишь два мнения: его и неправильное.

Холерик – это темперамент действия. Он готов к действию сдесь и сейчас. Работает с ярко выраженной цикличностью в чередовании сил: максимум – спад – максимум. Исключительно работоспособен и инициативен. Натура увлекающаяся. Отсутствие каких-либо подвижек приводит его в раздражение. Любое препятствие приводит его в агрессивное состояние. Рутинная работа абсолютно противопоказана.

У него высокий тип мышления. Все схватывает на лету. Решения принимает быстро. Живет в постоянном дефиците времени. Воля велика, но проявляется прерывисто. В экстремальных ситуациях мобилен и упорен. Не боится неопределенностей. Смело идет на риск. Стойко переносит удары судьбы. Его азарт основан на честолюбии и своенравии. Признать свое поражение ему очень трудно.

В течение 30 минут чувства могут сменяться на 180 градусов, притом совершенно неожиданно.

Флегматик. …………….

Меланхолик. …………….

Сангвиник. …………….

Цель – выявление понимания психологического смысла наиболее часто встречающихся защитных механизмов.

Вставьте пропущенные слова:

Сублимация – приемлемая для данной культуры трансформация ……………. инстинктов в какую-либо общепринятую сферу (художественную, интеллектуальную, социальную и т.д.), где они могли бы раскрыться.

Рационализация – для проблем, вызывающих страх, ищется ……………. объяснение, чтобы избавить их от угрожающего содержания.

Отрицание – потенциально травматическая реальность ……………. как таковая.

Вытеснение – мысли, образы или воспоминания, вызывающие страх, вытесняются в ….

Регрессия – переход какой-то формы психической организации на более ………cтупень.

Проекция – желания или чувства, вызывающие страх, приписываются …………….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: