Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

1. Развитие— процесс, направленный на изменение материальных и духовных

объектов с целью их усовершенствования.Подразвитием обычно понимают:

увеличение сложности системы;

улучшение приспособленности квнешним условиям(например, развитиеорганизма);

увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);

количественный ростэкономикии качественное улучшение её структуры;

социальныйпрогресс.

2. Деятельность – 1) внешняя или внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью; 2) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека (из курса дисциплины общая психология).

3. Ведущая деятельность – вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период (из курса дисциплины общая психология).

4. Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий и отношений, направленный на познание окружающей действительности (из курса дисциплины общая психология).

5. Либидо – общая биологическая энергия (из курса дисциплины общая психология).

6. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (из курса дисциплины общая психология).

7. Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психическое состояние — сложное, многообразное, достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации. Психические состояния – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата деятельности или адаптационного процесса (из курса дисциплины общая психология).

8. Человек – отражает принадлежность к человеческому роду (из курса дисциплины общая психология).

9. Высшие психические функции – преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека (из курса дисциплины общая психология).

10. Индивидуальность – системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации (из курса дисциплины общая психология).

11. Онтогенез – происхождение и развитие отдельного организма, биологическое развитие организма от момента рождения до окончания жизни (из курса дисциплины общая психология).

12. Метод биографический – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности на основе информации, полученной из биографии, опросников, интервью, свидетельств очевидцев, контент-анализа дневников, писем и т.д. (из курса дисциплины общая психология).

13. Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (из курса дисциплины общая психология).

14. Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида (из курса дисциплины общая психология).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

1 Определите, какие гипотезы проверялись в экспериментах Л.С. Выготского.

2 Определите, как осуществляется культурное развитие ребенка. Что происходит с натуральными психическими функциями при развитии высших психических функций.

3 Осветите теорию деятельности Леонтьева.

4 Определите, какова структура предметной и психической деятельности по А.Н. Леонтьеву?

5 Определите принципы развития психической деятельности по Рубинштейну.

6 Осветите концепцию личности по Ананьеву.

7 Осветите теорию отношений личности по Мясищеву.

8 Осветите психосемантику сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова).

9 Определите проблему установки в работах Узнадзе Д.Н. и Асмолова А.Г.

10 Осветите современные исследования в области психологии личности.

11 Осветите концепции психологической эволюции личности П.Жане и Ш.Бюлер.

12 Определите проблему жизненного пути в работах Рубинштейна С.Л.

13 Осветите психологическое пространство и время личности.

Задания для СРС во внеучебное время:

Составить сводную таблицу сходств и различий теорий и концепций исследования личности.

Составить графическую схему применения методов психологии личности в деятельности консультирующего психолога.

Подготовить доклады по темам: «Подходы к проблеме структуры личности»; «Системный подход в исследованиях личности», «Развитие взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему жизненного пути личности»; «Жизненный путь личности и проблема периодизации развития в глубинной психологии»; «Эпигенетический принцип развития в психологии»; «Специфика эпигенетического принципа в психологии (по сравнению с биологией)»; «Особенности экспериментальных исследований в психологии личности»; «Проблема установки в работах Д.Н. Узнадзе и А.Г. Асмолова»; «Принцип развития психической деятельности по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну»; «Психологический анализ механизма интериоризации и его сравнение с психоаналитическим понятием интроекции».

Дополнительное задание для творческой личности, повышенной сложности. На основании известных Вам теорий и концепций исследования личности(смотри лекцию 2) составьте сравнительную таблицу применения практических методов в работе психолога-консультанта. Например: В. Н. Мясищев выделяет в отношении "эмоциональную", "оценочную" (когнитивную, познавательную) и "конативную" (поведенческую) стороны, укажите методы работы консультирующего психолога с данными сторонами.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Цель – выявление компетентности при определении фундаментальной категории личности.

Личность является предметом изучения разных наук: философии, социологии, педагогики, медицины и пр. Каждая научная область изучает личность со своей точки зрения. Эта фундаментальная категория не может рассматриваться без представления о таких понятиях, как человек, индивид, личность, индивидуальность.

Дайте определения данным понятиям:

Человек - …………….

Индивид – …………….

Личность – …………….

Индивидуальность – …………….

Цель – выявление компетентности при определении периодизации личностного развития и возможных негативных последствий развитии личности ребенка.

З.Фрейд объяснял периодизацию личностного развития психосексуальными процессами. Он считал, что индивид приобретает ту или иную черту личности именно в те периоды, когда врожденная энергия человека (либидо) оказывается реализованной не в полной мере. В соответствии с этим критерием Фрейд выделяет несколько стадий. Так, если либидо не удовлетворено в возрасте:

- до года (оральная стадия) из-за преждевременного «отлучения» ребенка от материнской груди, то личность обречена на конформность, пассивность, нерешительность;

- от 1 до 2 лет (анальная стадия) из-за чрезмерных или недостаточных усилий родителей по прививанию ребенку чистоплотности, то к чертам личности прибавляются либо крайняя степень пунктуальности, либо устойчивая манера идти наперекор всему, что ожидает индивида его окружение;

- от 2 до 5 лет (фаллическая стадия) …………….

- от 6 до 11 лет (латентная стадия) из-за ошибок в привитии полоролевого поведения мальчикам и девочкам, то это грозит личности психическим инфантилизмом (поведением, характерным для более младшего возраста);

- от 12 лет (генитальная стадия) из-за крайних позиций в ориентации на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола, то личность лишается возможности познавать чувство любви, дружбы.

Цель – выявление компетентности при определении периодизации личностного развития и возможных негативных последствий развитии личности ребенка.

Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.

1. Орально-сенсорная, или инкорпоративная (0-18 мес.). Цель: выбор между доверием или недоверием. Имея чувство определенности, доверия ребенок воспринимает окружающий мир как безопасное, стабильное место. Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства, тождества переживаний. Такая согласованность и непрерывность переживаний обеспечивает зачаточное чувство эго-идентичности. Критерием сформированности доверия считается способность ребенка спокойно переносить уход матери из поля зрения. На орально-сенсорной стадии формируются элементы защитных механизмов - проекции - приписывания другим собственных отрицательных, неодобряемых свойств и интроекции - вбирания внутрь внешних источников положительных состояний. Интроекция образов родителей является первой ступенью в формировании идентичности личности.

2. Мышечно-анальная (18 мес. - 4 года). Цель: выбор между автономией или стыдом. Предпосылкой этой стадии является овладение ребенком способности ходить как основы для развития автономности и самостоятельности. Автономия - самостоятельное передвижение ребенка в контролируемом пространстве. Стыд - гнев, направленный на себя из-за нежелания родителей развивать у ребенка самостоятельность. Стыд формируется под воздействием упреков родителей, запретов, не имеющих явного социального значения. Родители ругают ребенка за неумение быть опрятным, неумение контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади себя, позднее, т.е. во взрослом состоянии, может быть выражено в паранойяльных страхах преследования, угрожающих сзади. Положительным исходом этой стадии является развитие элементов самоконтроля и саморегуляции.

3. Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет). Цель: выбор между инициативой и виной. Развитие речи, овладение новыми понятиями, умение планировать, предвосхищать некоторые события является основой для формирования на этой стадии новой формы идентичности - идентификации, т.е. уподобления взрослому человеку определенного пола и усвоения свойственных ему форм поведения. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость и планирование, это - освоение нового за счет умения ставить перед собой цели. Вина - негативная оценка ребенком своих неправильных действий, чувство неуверенности в себе, вызванное потребностью любить и получать любовь родителя противоположного пола.

4. Латентная (6-11 лет). …………….

5. Стадия юности (11-20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью. Под диффузной идентичностью понимают неясность представлений о себе, неопределенность жизненной перспективы, приводящие к желанию присоединиться к группе, к зависимости от чужого мнения, к пассивности в принятии решения. С целью сохранения своей личности от распада юноши сверхидентифицируются с героями неформальных объединений и компаний. Состояние юношеской влюбленности интерпретируется Эриксоном как попытка добиться четкого определения собственной идентичности путем проекции расплывчатого образа своего эго на других людей и наблюдения за собственным «отражением». Для Эриксона стадия юности имела такое же важное значение как фаллическая стадия для Фрейда.

6. Ранняя взрослость (21-25 лет). Цель: выбор между интимностью и изоляцией. Интимность означает готовность слить свою идентичность с идентичностью другого при наличии установки сохранить свою идентичность и индивидуальность. Интимность основана на развитии положительного Я в предыдущий период развития, изоляция, как правило, наоборот, тесно связана с диффузией Я. Это объясняется тем, что сформированность представлений о себе, определенность собственных границ позволяет индивиду оставаться самим собой даже при установлении доверительных, интимных отношений с другими людьми. Диффузная идентичность развивается в чувство изоляции, обособление как вследствие возникающего страха быть поглощенным, инкорпорированным.

7. Взрослость (25-60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью или застоем. Новые условия жизни, которые предъявляет социум человеку на этой стадии развития, вызваны его особым положением в обществе, а именно необходимостью установления конструктивных отношений с разными поколениями. Например, для 50-летнего человека такими отношениями могут быть общение со своими родителями, детьми и внуками, которые требуют разные когнитивных, эмоциональных и коммуникативных стратегий. Застой, или стагнация, сопровождается замкнутостью, стереотипностью поведения, ригидностью, центрированностью на себе.

8. Зрелость (свыше 60/65 лет). Цель: выбор между интеграцией или отчаянием. Интеграция - это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, отвержении своей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: