1. Законспектируйте ответ на вопрос: «Типы темперамента, выделенные в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании А. Томаса и С. Чеса».
2. Напишите психологическое заключение по оценке типа темперамента.
Источники информации:
Основная и дополнительная литературадля подготовки к занятию:
Стреляу Я., Митина О., Завадский Б. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения).- М.: Смысл, 2005.- 103 с.
Реан А.А. Психология личности - СПб.: Питер, 2013.
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно–рейтинговой системе.
Тема 4-5 занятия. Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни — источник развития личности. Персоногенез личности: Индивидуальность личности и ее жизненный путь.
Мотивация: Создать потребность в необходимости изучения личности в социогенезе и персоногенезе, для начала становления профессионального мышления будущего клинического психолога.
Цели СРС.
Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности: ПК-2.
|
|
Конкретные цели и задачи: практически использовать теоретические знания о развитии личности в социогенезе и персоногенезе, с цель воспитания инициативы в их применении и развитии необходимых профессиональных компетенций.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - основные теории социогенеза и персоногенеза личности с этическими и методическими основами их практической реализации.
«Уметь» - прогнозировать изменения самооценки, я-концепции личности, оценивать их динамику при психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида.
«Владеть» - процедурами организации и проведения современных научно-практических работ в исследованиях социогенеза и персоногенеза личности.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.
2. Осветите ролевые теории личности.
3. Осветите концепцию А.В. Петровского.
4. В чем, по Вашему мнению, заключается смысл тренинговых упражнений в консультативной деятельности практического психолога.
5. Охарактеризуйте аспекты, включающие в себя самосознание как процесс?
6. Осветите из каких отдельных образов состоит образ Я
7. Осветите, чем определяется самооценка.
8. Охарактеризуйте, в чем вы видите недостатки эволюционно-генетического подхода к проблеме жизненного пути личности.
9. Осветите теории воли.
10. Охарактеризуйте волю как способность преодолевать препятствия.
11. Осветите волевую регуляцию личности.
12. Охарактеризуйте самосознание как процесс и результат.
|
|
13. Охарактеризуйте эмоции: функции, виды эмоций.
14. Охарактеризуйте психологические защиты и совладающее поведение.
15. Осветите основные признаки человека как субъекта жизни.
16. Осветите различие между инициативной и ответственностью.
17. Осветите черты функционально-генетического подхода к проблеме времени личности.
18. Охарактеризуйте измерения психологического возраста в событийном подходе.
19. Определите основные различия между имплицитной и эксплицитной концепциями к проблеме времени.
Задания для самостоятельной работы студентов определяют содержание самоподготовки:
Задание 1.: Напишите психологическую интерпретацию по методике оценки уверенности в себе.
Задание 2.: Подготовьте доклады по темам: «Имплицитные концепции личности», «Самоутверждение подростка», «Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности», «Социальные представления в работах С. Московичи», «Проблема социальных представлений в отечественной психологии», «Агрессия как социальное научение», «Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте», «Половая идентичность в период юности», «Проблемы половой идентификации подростка», «Проблемы половой идентичности у девочек с синдромом Тернера», «Признаки дефеминизации у девочек с синдромом Свайера», «Воля и саморегуляция», «Характер и волевые качества личности», «Основные подходы к проблеме воли в психологии», «История изменения взглядов на волю», «Проблема социализации и ее решение в теориях научения», «Постулат непосредственности и пути его преодоления в отечественных и зарубежных школах».
Тема | Виды и содержание самостоятельной работы |
Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни — источник развития личности. | чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); |
работа с конспектом лекции (обработка текста); | |
составление таблицы, графического рисункадля систематизации учебного материала; | |
ответы на контрольные вопросы; | |
написание реферата (эссе) по одному или группе контрольных вопросов; |
Примерная тематика рефератов:
Имплицитные концепции личности
Самоутверждение подростка
Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности
Социальные представления в работах С. Москович
Проблема социальных представлений в отечественной психологии
Агрессия как социальное научение
Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте
Половая идентичность в период юности
Проблемы половой идентификации подростка
Проблемы половой идентичности у девочек с синдромом Тернера
Признаки дефеминизации у девочек с синдромом Свайера
Воля и саморегуляция
Характер и волевые качества личности
Основные подходы к проблеме воли в психологии
История изменения взглядов на волю
Проблема социализации и ее решение в теориях научения
Постулат непосредственности и пути его преодоления в отечественных и зарубежных школах