Методика подготовки и составления сценария

Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников в детских дошкольных учреждениях

В детском празднике как одном из видов творческой дея­тельности необходимо учесть заранее запланированные моменты и возможность импровизации. Для того чтобы праздник получился, необходимо составить четкий план организации и проведения праздника, в котором необходимо учесть все организационные, методические, психолого-педагогические, музыкально-эстетические критерии, выстроить его структуру, определить тематику и продумать содержание.

Опираясь на собственный опыт работы, а также изученную по данной теме литературу, мы составили план организации, и план проведения праздников и развлечений в детских дошкольных учреждениях. В таблице, мы более подробно изложили основные методические рекомендации по организации и проведению праздников и развлечений в детском саду.

Организационное собрание

Для успешного проведения праздника необходимо соблюдать следующие организационные условия:

- придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 ме­сяц);

- планировать праздники в конце предыдущего года;

-собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);

- обсуждать праздник по-деловому;

- собирать репертуар для выступлений (список номеров) из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив одно-два новых;

- не репетировать долго, когда собрались воспитатели с деть­ми (дети, как правило, на массовых праздниках в хороводах действуют по показу - даже старшие все равно отвлекаются, если в зале полно гостей);

- стараться, как можно тщательнее готовить именно взрослых!
Они должны учить все движения, которые будут в играх, песнях, танцах-хороводах. Их движения должны быть на празд­нике упреждающими! Это означает, что воспитатель заранее слышит, что данное музыкальное построение (предложение, часть и т. д.) заканчивается, и чуть раньше, чем начнется следующее, меняет движения в танце или хороводе, чтобы дети, глядя на него, могли следовать вовремя за ним; применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения (например, в новогодний праздник, когда всем де­тям хочется почитать стихи Снегурочке и Деду Морозу, а это не укладывается в сценарий утренника, можно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание);

- работать с родителями, чтобы они прониклись общими идея­ми и участвовали в подготовке и проведении праздника;

- дети должны показывать на празднике не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя (то есть пресловутую «чистоту движений»), а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию;

- ведущий на празднике - главный герой.

Методика подготовки и составления сценария

 

Прежде чем писать сценарий, надо продумать идею (главный вывод праздника), которая будет в основе. Обычно составлением сценария занимается музыкальный руководитель. Лучше будет если музыкальный руководитель займется окончательной корректировкой обсужденного и уже утвержденного сценария. Необходимо понимать, что праздник - дело коллективное. Поэтому нужно собрать оргкомитет праздника - мобильный коллектив, педагогический костяк, в который могут войти методист, музыкальный руководитель, желающие принять участие педагоги. Оргкомитет сначала пишет сценарный план: какова идея, средства ее реализации, действующие лица и исполнители, примерное время проведения.

Сценарий (от слова «сцена» — «явление», «происшествие в лицах») может быть подробным и схематичным. Удобно писать оба вида сценария: вначале составить краткий, а потом расписать его до подробностей. Следует отметить, что, чем больше слаженность коллектива, привычность для него такой работы, тем менее подробно развертывается на бумаге сценарий. Затем сценарий рассматривается в педагогическом коллективе с целью ознакомления, обсуждения технических деталей, утверждения на роли.

Безусловно, важным является создание доверительной и деловой атмосферы работе над сценарием. Следует учесть, что написанный сценарий и воплощенный сценарий - это два разных сценария, так как можно хорошо воплотить самый слабый, и не раскрыть самый интересный.

Для успешного воплощения необходимо продумать все организационно-технические моменты (необязательно записывать слово в слово на бумаге - основной принцип работы должен быть понятен ведущим праздника, он потребует от них импровизации, то есть определенного уровня мастерства). Прежде всего, надо продумать план празд­ника, от этого во многом будет зависеть его успешное проведение.

 

 

План проведения праздника

 

№п/п Этап Наименование содержания Исполнитель Период проведения
  Зачин Организационный момент праздника 1.Торжественное построение 2. Стихотворное освещение темы праздника 3. Коллективные песни, посвященные праздничному событию Музыкальный руководитель, дети, ведущие Начало утренника
  Основная часть Завязка сюжетной линии и кульминация праздника 1. Исполнение музыкальных и хореографических номеров 2. Инсценировки 3. Игры с персонажами и родителями     Музыкальный руководитель, мобильная группа дети ведущие Середина утренника
  Завершение праздника Разрешение конфликта и сюрпризный момент 1. Вручение подарков 2. Исполнение финальной песни Музыкальный руководитель, администрация, родительский комитет, оргкомитет Заключительная часть утренника

 

В таблице мы рассмотрели план проведения праздников в детском саду, в котором схематически изложили структуру построения праздника. На наш взгляд структура праздника может выглядеть следующим образом.

1. Начало праздника

2. Основная часть

3. Заключительная часть

Изложим подробнее основные методические рекомендации по проведению каждого этапа праздника.

Начало праздника (зачин) определяет общее настроение: торжественно-фанфарное, лирическое, веселое, бодрое и т. д. На зачин оказывает влияние и общая форма (жанр) проведения праздника или развлечения. Если это сказка, то учитывается ее тон: повествование, волшебство, таинственность. Если это путешествие, то уместно с самого начала выбрать способ «передвижения» (на поезде, в автобусе, на корабле, на звездолете и т. д.). Можно начать с интригующей завязки («В связи с праздни­ком пришло письмо...»; «Обнаружен таинственный предмет...»). Затем тут же, словно импровизируя, с учетом мнения собравшихся разработать план поиска, карту или схему путешествия и т. д. Таким образом, зачин зависит от самого праздничного события (по-раз­ному может начинаться новогодний праздник или Наурыз), от темы всего мероприятия (например, «Новогодние путешествия Деда Мороза», «Весенняя сказка», «Взятие снежного городка на масленицу»). Следует учесть одно; в зачине необходимо заплани­ровать поздравление с праздником, ради которого все и собрались, чтобы было понятно само событие.

Основная часть праздника. Формы и жанры могут вхо­дить один в другой, меняться в основной части - главное, чтобы это было логично, связно, уместно. Ни к чему излишне менять жанры, всегда лучше найти «золотую середину». В основной части, напри­мер, во время путешествия герои попадают в соседний город и там выступают перед местными жителями. Так довольно органично может «встроиться» концерт в праздник-путешествие. В основной части праздника, как правило, раскрывается главная его идея (на­пример, в осенней ярмарке дается идея урожая; на выпускном празднике - идея ценности багажа знаний). Праздник должен быть ценностно-ориентированным явлением, как говорилось выше. В центральной части праздника происходит основной конфликт героев, накал страстей, кульминация праздника. В этой части про­ходят основные выступления актеров - детей и взрослых. Это время наивысшей активности детей в празднике. Дети поют, танцуют, играют, водят хороводы; они могут смотреть сказку, поставленную силами взрослых, старших детей, сверстников; разыгрывают аттрак­ционы, участвуют в эстафетах, взаимодействуют с персонажами. Роль ведущего самая от­ветственная, так как ведущий в этом случае уподобляется режиссеру: все должно «гореть» у него в руках. Многое в успешном проведении праздника зависит от него. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музы­кальном материале и, следовательно, посещать музыкальные за­нятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться.

От ведущего требуется ини­циативность, находчивость, умение выйти из затруднительного по­ложения, держаться свободно и естественно. Объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо по­шутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиден­ной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихо­творение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся. Он должен следить, чтобы не было заминок, он «вытягивает» самые сложные ситуации (вдруг актер забыл слова); он создает ат­мосферу праздника (вялый ведущий - праздника нет, не спа­сет самый чудесный сценарий). Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, подытоживает сделанное, завершает праздник с особым настроением. По нему всем видно - празд­ник удался!

Следующая часть праздника - заключительная, в которой завер­шается развязкой основной конфликт героев, добро побеждает зло, определяется место сюрпризов (тут не следует жалеть сил для разработки мельчайших подробностей «куда спрятать подар­ки»), чтобы для детей был эффект неожиданности их появления. В сценарии обязательно необходимо подчеркнуть, какие сделаны выводы (например, такие: «Надо ценить плоды чужих трудов»; «Знания получать тяжело, да за плечами нести легко»), В конце праздника должна звучать музыка, подчеркивающая общность людей, собравшихся на празднике, чтобы отметить событие, ко­торое легло в его основу: заключительная песня, общий танец, песня героев и т. д. Следует внимательно отнестись к репертуарному списку и зара­нее предусмотреть продолжительность тех или иных выступлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: