Типовые контрольные задания для проведения промежуточной аттестации (экзамен)

Используя материалы лекций и учебной литературы, подготовьте ответы на вопросы

Тема 1. Наука как предмет философского исследования. Наука в ее историческом развитии.

1. Наука как предмет философского исследования

2. Понятие науки. Наука в системе культуры

3. Функции науки в современном обществе.

4. Специфика науки как вида деятельности. Объект и субъект научного познания

5. Научное и ненаучное знание. Критерии научности.

6. Классификация наук.

7. Наука в ее историческом развитии

8. Генезис науки, его социокультурные предпосылки. Преднаука как феномен традиционных культур.

9. Античный идеал науки.

10. Зарождение опытного знания в культуре европейского Средневековья и эпохи Возрождения

11. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

12. Классический и неклассический этапы в развитии науки.

13. Особенности постнеклассической (современной) науки.

Тема 2. Структура научного знания

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения.

2. Формы научного знания.

3. Основания научного познания. Философские основания науки.

4. Научная картина мира. Идеалы и нормы научного исследования.

Тема 3-4. Проблемы научного метода

1. Понятия научного метода и методологии науки.

2. Общелогические методы и приемы исследования.

3. Эмпирические методы исследования, их виды и функции в научном познании.

4. Методы теоретического исследования.

5. Системный метод в науке. Специфика и перспективы системного подхода.

6. Синергетика как общенаучная исследовательская программа.

Тема 5-6. Структура научной деятельности: вопросы тактики и стратегии.

1. Понятие и виды научного исследования.

2. Стратегия научного исследования (тема, проблема, цели и задачи).

3. Тактика научного исследования (объект, предмет, гипотеза исследования; отбор источников и базы исследования, выбор методов и др.).

4. Этапы научного исследования.

5. Показатели качества исследовательской деятельности.

 

Тема 7-8. Логические основы научного исследования.

1. Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями.

2. Суждение как форма мышления. Структура и виды суждений.

3. Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

4. Дедуктивные умозаключения.

5. Индуктивные умозаключения. Научная индукция.

6. Понятие и виды аналогии. Методы, повышающие степень достоверности выводов по аналогии.

7. Логика построения и проверки гипотез. Способы доказательства гипотез.

 

Тема 9. Оформление и представление результатов научных исследований.

1. Научная информация: свойства информации и требования к ней.

2. Источники научной информации, их виды. Работа с источниками научной информации.

3. Интернет. Основные виды поиска. Информационно-поисковые системы.

4. Электронные ресурсы: отечественные и зарубежные базы данных.

5. Основные требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации.

3.2.2. Типовые вопросы для подготовки к дискуссии по теме «Структура научного знания»

1. Во всех ли науках возможно выделение эмпирического и теоретического уровней?

2. Являются ли научные факты абсолютно истинным знанием?

3. Могут ли эмпирические факты повлиять и изменить основания науки?

4. Согласны ли вы с положением Платона «вопрос труднее ответа».

5. Согласитесь ли вы с утверждением К. Поппера: «Наука начинается с проблем…»?

6. Каковы условия состоятельности гипотезы?

7. Как следует понимать высказывание К. Поппера: «Теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана до последних штрихов в лаборатории»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: