Используя материалы лекций и учебной литературы, подготовьте ответы на вопросы
Тема 1. Наука как предмет философского исследования. Наука в ее историческом развитии.
1. Наука как предмет философского исследования
2. Понятие науки. Наука в системе культуры
3. Функции науки в современном обществе.
4. Специфика науки как вида деятельности. Объект и субъект научного познания
5. Научное и ненаучное знание. Критерии научности.
6. Классификация наук.
7. Наука в ее историческом развитии
8. Генезис науки, его социокультурные предпосылки. Преднаука как феномен традиционных культур.
9. Античный идеал науки.
10. Зарождение опытного знания в культуре европейского Средневековья и эпохи Возрождения
11. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
12. Классический и неклассический этапы в развитии науки.
13. Особенности постнеклассической (современной) науки.
Тема 2. Структура научного знания
1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения.
2. Формы научного знания.
3. Основания научного познания. Философские основания науки.
4. Научная картина мира. Идеалы и нормы научного исследования.
Тема 3-4. Проблемы научного метода
1. Понятия научного метода и методологии науки.
2. Общелогические методы и приемы исследования.
3. Эмпирические методы исследования, их виды и функции в научном познании.
4. Методы теоретического исследования.
5. Системный метод в науке. Специфика и перспективы системного подхода.
6. Синергетика как общенаучная исследовательская программа.
Тема 5-6. Структура научной деятельности: вопросы тактики и стратегии.
1. Понятие и виды научного исследования.
2. Стратегия научного исследования (тема, проблема, цели и задачи).
3. Тактика научного исследования (объект, предмет, гипотеза исследования; отбор источников и базы исследования, выбор методов и др.).
4. Этапы научного исследования.
5. Показатели качества исследовательской деятельности.
Тема 7-8. Логические основы научного исследования.
1. Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями.
2. Суждение как форма мышления. Структура и виды суждений.
3. Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.
4. Дедуктивные умозаключения.
5. Индуктивные умозаключения. Научная индукция.
6. Понятие и виды аналогии. Методы, повышающие степень достоверности выводов по аналогии.
7. Логика построения и проверки гипотез. Способы доказательства гипотез.
Тема 9. Оформление и представление результатов научных исследований.
1. Научная информация: свойства информации и требования к ней.
2. Источники научной информации, их виды. Работа с источниками научной информации.
3. Интернет. Основные виды поиска. Информационно-поисковые системы.
4. Электронные ресурсы: отечественные и зарубежные базы данных.
5. Основные требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации.
3.2.2. Типовые вопросы для подготовки к дискуссии по теме «Структура научного знания»
1. Во всех ли науках возможно выделение эмпирического и теоретического уровней?
2. Являются ли научные факты абсолютно истинным знанием?
3. Могут ли эмпирические факты повлиять и изменить основания науки?
4. Согласны ли вы с положением Платона «вопрос труднее ответа».
5. Согласитесь ли вы с утверждением К. Поппера: «Наука начинается с проблем…»?
6. Каковы условия состоятельности гипотезы?
7. Как следует понимать высказывание К. Поппера: «Теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана до последних штрихов в лаборатории»?