Изучая эту тему, уясните понятие бухгалтерского документа, выявите его значение в учете, контроле и оперативной работе по торгово-производственной деятельности торговых объектов общественного питания. Изучите реквизиты документов и требования к их заполнению. Далее рассмотрите классификацию документов (по назначению, по месту составления, по количеству позиций, по объему составления, по способу заполнения и т. д.) (см. схему 5), требования, предъявляемые к их содержанию и оформлению. Приведите примеры документов.
Схема 5 - Классификация бухгалтерских документов
Далее рассмотрите понятие документооборота и его организацию (схема 6), выделите требования, предъявляемые к организации архива.
Схема 6 - Документооборот предприятия
Изучите сроки хранения различных документов в архиве.
В первую очередь уясните понятие учетных регистров, их роль в бухгалтерском учете и перейдите к рассмотрению их классификации.
Ознакомьтесь с порядком и способами ведения записей в учетных регистрах. Уясните, в чем отличие хронологической и систематической записей.
Особое внимание обратите на способы исправления ошибок в учетных регистрах (корректурный, дополнительной записи, «красного сторно»).
Примеры исправления ошибочных записей:
Корректурный способ используется в том случае, если ошибка обнаружена в учетном регистре или в первичном документе, относящемся к отчетному периоду, когда исправление ошибки не требует изменения проводки. При этом неверно указанная сумма или текст зачеркиваются тонкой линией. Рядом или выше пишут верный текст или сумму с указанием даты исправления и подписей лиц, ранее подписывавших этот документ или составлявших учетный региструб.
Например:
1457200 145200 Исправлено 3.02.20_ года
Бухгалтер Иванова А.А.
Дополнительная проводка применяется в тех случаях, когда первоначальная бухгалтерская проводка была сделана хотя и с указанием верных корреспондирующих счетов, но на меньшую, чем нужно, сумму. Дополнительная проводка делается в той же корреспонденции счетов, что и корректируемая, на величину разности.
Например, операция: «Получены на склад материалы от поставщика на сумму
47 600руб.» в бухгалтерском учете ошибочно была отражена на сумму 47 000 руб.:
Дебет счёта 10 Кредит счёта 60 Сумма
«Материалы» «Расчёты с поставщиками 47 000руб.
и подрядчиками»
Для исправления этой записи составляется дополнительная проводка в той же корреспонденции счетов на сумму 600 руб. (47 600 - 47 000):
Дебет счёта 10 Кредит счёта 60 Сумма
«Материалы» «Расчёты с поставщиками 600руб.
и подрядчиками»
Обратная проводка применяется в случаях: когда необходимо аннулировать неверно указанную ранее корреспонденцию счетов (при этом счет, стоявший в ошибочно записанной проводке по дебету, переносится в кредит, а ранее кредитуемый, в дебет; сумма не изменяется), или корреспонденция счетов указана верно, но на сумму большую, чем следовало (при этом ранее дебетуемый счет — кредитуется, а кредитуемый - дебетуется па величину разницы между верной и ошибочно проведенной суммой).
Например, операция: «Из основного производства оприходована на склад готовая продукция на сумму 53 000руб.» в бухгалтерском учете была ошибочно отражена на сумму 55 000 руб.:
Дебет счёта 43 Кредит счёта 20 Сумма
«Готовая продукция» «Основное производство» 55 000руб.
Для исправления этой записи составляется обратная проводка на сумму 2000 руб. (55 000 - 53 000):
Дебет счёта 20 Кредит счёта 43 Сумма
«Основное производство» «Готовая продукция» 2000 руб.
Способ «красного сторно» (или отрицательных чисел) применяется в тех же случаях, что и обратная проводка, но не имеет рассмотренных выше недостатков и поэтому является более предпочтительным. Неверно указанная ранее бухгалтерская проводка аннулируется путем составления исправительной (сторнировочной) записи, в которой красными чернилами повторно записывают корреспонденцию счетов и сумму ошибочной проводки. При подсчетах суммы, записанные красными чернилами не прибавляются, а вычитаются из итогов. Одновременно со сторнировочной обычными синими чернилами составляется правильная проводка. Например, операция: «Получены на склад материмы от поставщика на сумму 17 000руб.» в бухгалтерском учете ошибочно была отражена проводкой:
Дебет счёта 01 Кредит счёта 60 Сумма
«Основные средства» «Расчёты с поставщиками 17 000руб.
и подрядчиками»
Для исправления этой записи красными чернилами составляется сторнировочная проводка:
Дебет счёта 01 Кредит счёта 60 Сумма
17 000 руб.
«Основные средства» «Расчёты с поставщиками
и подрядчиками»
Путем отражения ее в соответствующих учетных регистрах аннулируется ранее сделанная ошибочная запись, а зачем обычными чернилами записывается верная проводка:
Дебет счёта 10 Кредит счёта 60 Сумма
«Материалы» «Расчёты с поставщиками 17 000 руб.
и подрядчиками»
Досконально разберитесь в формах бухгалтерского учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, автоматизированная. Уясните для себя признаки, определяющие форму учета.
Литература
[18, с. 65-70]; [14, с. 72-80]; [19, с. 167-179]; [20, с. 128-134].
Вопросы для самоконтроля
1 Дайте определение понятия «документация».
2 Дайте определение понятию «учетный регистр».
3 Перечислите что относят к реквизитам документа.
4 Перечислите требования, предъявляемые к организации архива.
5 Назовите типичные ошибки, допускаемые в бухгалтерском учете, и опишите способы их исправления.
6 Поясните что такое документ и в чем его назначение?
7 Поясните какова роль учетных регистров в системе бухгалтерской обработки информации.
8 Поясните что понимают под формой бухгалтерского учета.
9 Опишите что такое документооборот и охарактеризуйте из каких этапов он состоит.
10 Объясните как проводятся записи в учетные регистры.
11 Охарактеризуйте формы бухгалтерского учета, применяемые на предприятиях.
12 Классифицируйте документы по назначению, порядку составления, количеству отражаемых позиций, месту составления и т. д.
13 Классифицируйте учетные регистры.
14 Обоснуйте роль документов в системе бухгалтерской обработки информации.
15 Сравните достоинства и недостатки каждой из форм бухгалтерского учета.