10.1. Тесты разных уровней (крок-1, крок-2, ректорский контроль и др.).
11.Тема следующего занятия: согласно учебного плана.
1.Тема занятия: «Смешанное вскармливание детей первого года жизни» - 2 часа.
2.Актуальнось темы. Правильная организация вскармливания детей первого года жизни - это один из наиболее важных факторов в системе всего комплекса профилактических мер, направленных на укрепление здоровья детей, снижение их заболеваемости и смертности. Своевременное назначение рационального смешанного вскармливания при недостатке грудного молока у матерей помогает предупредить развитии гипотрофии, снижение иммунологической реактивности организма ребенка.
Исходя из современных концепций питания каждого ребенка, независимо от вида вскармливания, должно исходить из трех правил: быть индивидуализированным, сбалансированным и рациональным.
3.1.Общие цели: повышение уровня теоретических и практических знаний студентов по вопросам питания новорожденных и детей первого года жизни, находящихся на смешанном вскармливании.
3.2.Воспитательные цели: ознакомить студентов с современными подходами к вопросам смешанного вскармливания; научить умению объяснить матери методику проведения смешанного вскармливания.
3.3.Конкретные цели:
- знать:
1.Классификацию искусственных молочных смесей.
2.Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы новорожденного и ребенка первого года жизни.
3.Физиологические основы питания новорожденного и ребенка первого года жизни.
4.Потребность в белках, жирах, углеводах, калориях детей первого полугодия при смешанном вскармливании.
5.Способы расчета количества пищи, необходимой для ребенка первого года жизни при смешанном вскармливании.
3.4.На основе теоретических знаний в соответствии с темой:
- овладеть методиками (уметь):
1.Расчета количества пищи на сутки и на одно кормление для ребенка первого года жизни, находящегося на смешанном вскармливании.
2.Составления меню для ребенка первого года жизни, находящегося на смешанном вскармливании.
4. Содержание темы. В случаях, когда потребности ребенка первого года жизни в пище в силу тех или иных причин не могут быть полностью удовлетворены одним только женским молоком, а время введения обычного прикорма еще не наступило, вводится дополнительное питание искусственными смесями - докорм.
Смешанное вскармливание – это такой вид кормления ребенка первого года жизни, при котором ребенок наряду с грудным молоком получает докорм в виде молочных смесей, при этом грудное молоко составляет от 20% до 80% от суточного объема пищи, с введением первого прикорма с 5,5 месяцев жизни.
При смешанном вскармливании требуется также особо тщательно выполнять санитарно-гигиенические правила, предъявляемые при искусственном вскармливании.
Показания к смешанному вскармливанию:
Со стороны матери:
- гипогалактия временная и постоянная;
- острые и хронические заболевания матери, требующие ограничения числа кормлений;
- дефекты материнского молока (недостаток жиров, сахара, и др.).
Со стороны ребенка:
- некоторые патологические состояния, что требуют сокращения грудного молока (непереносимость грудного молока с тяжелыми и стойкими проявлениями экссудативного диатеза, эритродермии, др.)
- повышенная потребность в некоторых пищевых ингредиентах, что иногда определяющаяся у детей (недоношенные, дети с хроническими расстройствами питания).
Показания социально-бытового характера:
Если условия работы, учебы матери не позволяют проводить кормления ребенка грудью вовремя, а количество сцеженного молока не удовлетворяет ребенка.
Все указанные причины могут быть временными и, когда их удается ликвидировать, следует опять вернуться к естественному вскармливанию.
Клиническими признаками голодания ребенка являются падение весовой кривой, беспокойство, редкие мочеиспускания и изменения характера стула (задержка или более частый).