В качестве объекта предпринимательской деятельности рассматривается, как правило, новая материальная продукция или традиционные товары. Эффективность деятельности хозяйствующего субъекта существенным образом зависит от правильного выбора товара как объекта производства и реализации. В дипломной работе рассматривается только рыночная деятельность, поэтому исключаются общественные и не обладающие выраженным индивидуальным спросом блага (для таких товаров индивидуальный спрос равен совокупному спросу). В бизнесе существует квалификация товара, при которой продукцию (традиционный товар) можно разделить на биржевые товары, инвестиционные товары и потребительские товары. Объем реализации биржевых товаров (энергоносителей, металлов, стратегических материалов и т.п.) определяет предложение, а не спрос, так что действие рыночных рычагов в этом случае ограничено. Поэтому и не рекомендуется использовать биржевой товар в качестве объекта бизнеса в дипломной работе.
Существуют две крупные группы товаров, производство и реализация которых представляют интерес при проведении экономических исследований и результат которых связывают с обоснованием эффективности управленческих решений, т.е. целью дипломной работы. Это инвестиционные товары (средства производства) и потребительские товары. Отношение к этим товарным группам у потенциальных покупателей различно. Спрос на эти товары определяет необходимые объемы производства и реализации, а необходимые для этого финансовые средства.
Финансовое обоснование производства и реализации конкретной продукции связывают с экономической эффективностью инвестиций. С учетом разновременности затрат и получаемой
прибыли основным показателем эффективности проекта можно считать внутреннюю ставку доходности.
Производство и реализация услуг
Объем производимых услуг в обществе неуклонно растет. Разделение труда и рост его производительности, а также доходов населения способствует резкому увеличению спроса на различные виды услуг. Наибольшим платежеспособным спросом пользуются деловые и бытовые услуги, потребитель которых получает экономическую выгоду. Объемы производства деловых услуг определяются аналогично инвестиционным товарам, а спрос на бытовые услуги определяется так же, как и на потребительские товары. На этом их сходство заканчивается. Материальные и нематериальные услуги существенным образом отличаются от продукции. Их производство и потребление обычно совпадает во времени. Поэтому при экономическом обосновании производство и реализацию услуг не отделяют друг от друга.
Обоснование производства услуг, в зависимости от их вида, связывают с группировкой затрат, входящих в себестоимость услуги. Обычно для организации сложных услуг необходим имущественный комплекс. А для этого необходимы инвестиции. Следовательно, задача экономического обоснования данного предпринимательского проекта также может рассматриваться как инвестиционная, а эффективность оценивается показателями риска и внутренней ставкой доходности.