Услуга - вид деятельности или благ, который одна сторона может предложить другой и который по своей сути не является осязаемым и не результируется в собственность клиента. Производство услуги может быть, а может и не быть связано с физическим продуктом. Услуги могут производиться людьми и оборудованием, оказываться в присутствии клиентов и в их отсутствие, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций, носить коммерческий и некоммерческий характер, осуществляться частными и государственными организациями. Однако любая услуга обладает следующими четырьмя характеристиками, оказывающими сильное влияние на маркетинговую деятельность организации: неосязаемость, неотделимость от производства, непостоянство качества и несохраняемость.
Фактографический документ — научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно- исследовательской работы.
|
|
Формула изобретения - описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.
Формула открытия — описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.
Франшиза - метод организации производственно-сбытовой деятельности, основанный на предоставлении привилегий на производство и сбыт продукции одним из членов канала распределения другому. Привилегии могут заключаться в предоставлении права ведения хозяйственной деятельности под известной маркой, использовании патента, авторского права, «ноу-хау» и т.д. Организации и предприятия, предоставляющие привилегии, могут получать за них разовую оплату (например, за право использования патента, за сдачу в аренду оборудования) или определенную долю получаемой прибыли.
Функции маркетинга - отдельные виды, направления маркетинговой деятельности, обособившиеся в результате ее специализации. С точки зрения содержания маркетинговой деятельности можно выделить следующие важнейшие функции маркетинга: маркетинговые исследования, сегментация рынка, позиционирование продукта, планирование маркетинга, организация маркетинга, контроль маркетинга, ценообразование, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта, разработка нового продукта. Функции маркетинга в ряде случаев являются структурообразующими элементами функциональной организации маркетинга на предприятии.
Функционально-стоимостной анализ - прикладное исследование возможностей улучшения функций продукта с позиций их эффективности
|
|
для потребителя, направленное на снижение издержек и повышение качества продукта. Цель финансово-стоимостного анализа - минимизация производственных затрат производителя и текущих затрат потребителя на эксплуатацию продукта при улучшении или сохранении качественных параметров. Функционально-стоимостной анализ охватывает все стороны деятельности предприятия, связанной с конструированием, изготовлением, снабжением и сбытом готовой продукции. Функционально-стоимостной анализ основан на тщательном изучении составных компонентов продукта с целью определения возможностей их конструктивной переделки, стандартизации или использования более дешевых методов производства; функционально-стоимостной анализ - это поиск возможностей выполнять те же функции с помощью более дешевых или более эффективных продуктов. Предполагается, что производитель продает не продукт, а ценные для потребителя функции. Набор функций определяет требования к продукции. Функционально-стоимостной анализ применяется как производителями, так и потребителями. Потребители используют функционально-стоимостной анализ с целью выработки новых требований к производителям продуктов применительно к соотношению их стоимости и технического уровня.
Хозяйственный портфель - совокупность отдельных направлений деятельности и продукции предприятия. Применительно к отдельным стратегическим хозяйственным единицам характеризует совокупность продуктов, предлагаемых ими потребителям. В данном смысле понятие «хозяйственный портфель» аналогично понятию «продуктовая номенклатура». Хозяйственный портфель должен соответствовать возможностям организации, учитывать ее сильные и слабые стороны, принимать в расчет конкретные условия внешней среды. Предприятие на основе периодически проводимого анализа хозяйственного портфеля должна определять, какие направления деятельности следует развивать и в какой степени, а какие ликвидировать, что используется при выборе стратегии.
Цели маркетинга - показатели и качественные характеристики, определяющие содержание маркетинговой деятельности организации для конкретного интервала времени. Цели маркетинга излагаются в соответствующем разделе плана маркетинга и для отдельных рынков и продуктов касаются таких показателей, как прибыль, объем продаж и доля рынка. Иногда в данном разделе плана фиксируются также ключевые проблемы, возникающие в результате постановки тех или иных целей. Система целей маркетинга может быть представлена в виде дерева целей.
Цели стратегические - цели, определяющие целевые установки стратегического плана, на их достижение направлены стратегии организации. Базой для установления стратегической цели является миссия организации. Если миссия не содержит конкретных указаний относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации, то такие сведения получают при формулировании стратегической цели. Если формулирование миссии предполагает довольно широкие заявления («быть лучшими в
мире»), то стратегические цели должны четко определить, что это означает. Цели стратегические должны быть достаточно конкретными и измеряемыми с помощью определенных критериев. Главной, исходной базой для формирования стратегической цели, являются маркетинг и нововведения.
Ценообразование - процесс формирования цен на реализуемые продукты. В условиях рыночной экономики ценообразование осуществляется главным образом на уровне отдельных предприятий, хотя государственные и муниципальные органы управления могут устанавливать цены на ряд продуктов (например, электроэнергию) и/или регулировать их (например, на базовые продукты питания). На величину устанавливаемой цены оказывают воздействие внутренние (цели организации и цели маркетинга, цели и стратегии отдельных элементов комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования и т.д.) и внешние факторы организации (тип рынка, оценка соотношения между ценой и ценностью продукта, осуществляемая потребителем; конкуренция; экономическая ситуация; возможная реакция посредников; уровень государственного регулирования цен и т.д.). Возможными общими целями организации, влияющими на политику ценообразования, являются выживание и развитие, создание новых и прекращение неперспективных видов деятельности и т.д. Возможными целями маркетинга являются: максимизация текущей прибыли, увеличение доли рынка, лидерство в качестве продукции и др. Цели и стратегии реализации отдельных элементов комплекса маркетинга предполагают изменение номенклатуры и качества продуктов, выбор каналов товародвижения и методов продвижения продуктов и т.д., что в свою очередь в значительной степени влияет на цену. Организация ценообразования включает определение лиц или подразделений внутри предприятия, устанавливающих цены. Тип рынка, прежде всего с точки зрения характера конкурентной борьбы на нем (совершенная или несовершенная конкуренция), предоставляет различные возможности для маркетинга и ценообразования. Соотношение между ценой и ценностью продукта во многом определяет величину спроса; последний самым непосредственным образом влияет на цену. Это способ ценностного (маркетингового) ценообразования. Большое значение имеет выбор правильного метода ценообразования. Подходы к ценообразованию в случае, если продукт является частью продуктовой номенклатуры, обладают своей спецификой. В этих условиях предприятие стремится установить цены, максимизирующие суммарную прибыль от реализации всех продуктов данной группы. В этом случае говорят о стратегиях ценообразования для группы продуктов. Цена, устанавливаемая на товар, зависит также от характера сопутствующих услуг и от того, включается ли стоимость этих услуг в цену товара. Можно купить компьютер без специального программного обеспечения, можно - с обеспечением, а молено и с обязательством фирмы инсталлировать новые программные средства в течение определенного времени. Очевидно, что цена на компьютер для этих случаев будет различной. На технически
|
|
|
|
сложные товары (например, станки, автомобили) цена владения ими может в два раза и более превышать цену их покупки. Это обусловлено затратами на техобслуживание и техосмотр, уплату налогов, ремонт и т.п. Цены обычно изменяются по мере прохождения продуктом стадий своего жизненного цикла. Особого подхода требует определение цены на продукты, находящиеся на начальной стадии жизненного цикла, т.е. ценообразование на новые продукты. На данной стадии вследствие относительно малых объемов выпуска возможно несение убытков. По мере увеличения объема выпуска и продаж, а также использования опыта обучения снижается себестоимость. На этапе развитого спроса цены могут расти, оставаться без изменения или даже слегка падать. В любом случае это самый прибыльный этап. Далее, вследствие насыщения рынка, появления новых продуктов и усиления конкурентной борьбы на этапах насыщения и спада возможно достаточно резкое снижение цены, но не ниже некоего минимального норматива прибыльности. Как только условие сохранения минимального уровня прибыльности не выполняется, а для поддержания спроса необходимо более резкое снижение цены, относительно судьбы продукта на рынке принимаются другие - неценовые меры. В основу выбора ценовой стратегии может быть положено позиционирование продукта по качеству и цене.
Шкала интервальная - шкала, используемая при проведении измерений и обладающая характеристиками описания, порядка и расстояния между отдельными градациями шкалы. Последнее измеряется с помощью определенной единицы, т.е. используется количественная информация. На этой шкале уже небессмысленны разности между отдельными градациями. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая градация из двух больше. Шкальные значения призйаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер.
Экономические издержки - стоимость всех видов затрачиваемых материалов и услуг, включая стоимость услуг факторов производства. При этом все элементы затрат определяются на основе оценки величины затрат упущенных возможностей. Эти за-траты определяются как наибольшая величина дохода, от которого предприятие отказывается, используя дефицитный ресурс в производстве данного товара. Экономисты измеряют издержки как стоимость услуг всех ресурсов, используемых наиболее эффективным из всех прочих способом. Экономические издержки включают явные и неявные текущие издержки. Явные издержки связывают с исходящим для фирмы потоком денежных средств, а неявные отражают величину затрат упущенных возможностей дефицитных ресурсов, Йспользуемых в производстве товаров.
Экспертные оценки - один из методов сбора первичных данных, основанный на использовании опыта и интуиции экспертов по рассматриваемым вопросам, с последующей возможной количественной обработкой собранной информации. Процедуры формирования целей маркетинговой деятельности, стратегий и методов их реализации, моделей, критериев и
т.п. не могут быть формализованы. Многие оценки в этой области основываются на видении, интуиции, воображении и опыте того, кто их формирует. Экспертные оценки используются для прогнозирования событий будущего, если отсутствуют статистические данные или их недостаточно. Они также применяются для количественного измерения таких событий настоящего, для которых не существует других способов измерения. Предполагается, что эксперт основывает свое суждение на совокупности причинных факторов, действующих в рамках определенного сценария, оценивая вероятность их реализации и их вероятное влияние на изучаемый показатель (например, уровень спроса). При этом данная казуальная структура неразрывно связана с личностью эксперта, так что другой эксперт, поставленный перед той же проблемой, может, используя ту же информацию, прийти к иным выводам. В маркетинге широко применяются экспертные оценки, основанные на суждениях руководителей и сотрудников организации, торговых и иных посредников и потребителей. Из-за отсутствия статистической и отчетной информации (особенно касающейся деятельности фирм-конкурентов) зачастую трудно получить количественные оценки таких показателей, как, например, показатели доли рынка и динамики изменения объема продаж. В этом случае могут использоваться также экспертные оценки, формирующие чисто качественные значения этих показателей (в терминах «выше», «на том же уровне», «ниже» и т.п.). Применяются как индивидуальные, так и групповые (коллективные) экспертные оценки. К числу групповых экспертных оценок относятся:
229) открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием;
230) закрытое обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет экспертных оценок;
231) свободные высказывания без обсуждения и голосования.