Тема 6. Экономико – математические методы анализа

Вопросы к семинару:

1. Общая характеристика экономико – математических методов анализа

2. Методы стохастического факторного анализа.

3. Методы структурного анализа.

4. Эвристические методы анализа.

5. Функционально – стоимостной анализ: сущность, этапы и особенности применения.

 

Задание:

1. Имеются следующие данные об объёмах реализации продукции за два сезона, представленные в таблице 6.1.

В качестве исходной информации для прогнозирования была использована информация об объёмах сбыта мороженого “Пломбир”. Данная статистика характеризуется тем, что значения объёма продаж имеют выраженный сезонный характер с возрастающим трендом.

Необходимо составить прогноз продаж продукции в Excel на следующий год по месяцам.

Таблица 6.1 - Фактические объёмы реализации продукции

№п.п. Месяцы 2012 г. Объем продаж (руб.) №п.п. Месяцы 2013 г. Объем продаж (руб.)
  июль 8174,40   июль 8991,84
  август 5078,33   август 5586,16
  сентябрь 4507,20   сентябрь 4957,92
  октябрь 2257,19   октябрь 2482,91
  ноябрь 3400,69   ноябрь 3740,76
  декабрь 2968,71   декабрь 3265,58
  январь 2147,14   январь 2361,85
  февраль 1325,56   февраль 1458,12
  март 2290,95   март 2520,05
  апрель 2953,34   апрель 3248,67
  май 4216,28   май 4637,91
  июнь 8227,57   июнь 9050,33

Примечание: Необходимо определяем тренд, наилучшим образом аппроксимирующий фактические данные.

Для этого рекомендуется использовать полиномиальный тренд, что позволяет сократить ошибку прогнозной модели). Для расчёта тренда рекомендуется использовать опцию “Линия тренда” ППП Excel.

Вычитая из фактических значений объёмов продаж значения тренда, определим величины сезонной компоненты, используя при этом пакет прикладных программ MS Excel.

Скорректировать значения сезонной компоненты таким образом, чтобы их сумма была равна нулю.

Рассчитать ошибки модели как разности между фактическими значениями и значениями модели.

Найти среднеквадратическую ошибку модели (Е) по формуле:

Е= Σ О2: Σ (T+S)2 ,

где Т- трендовое значение объёма продаж;

S – сезонная компонента;

О - отклонения модели от фактических значений

На основе модели построить окончательный прогноз объёма продаж. Для смягчения влияния прошлых тенденций на достоверность прогнозной модели, предлагается сочетать трендовый анализ с экспоненциальным сглаживанием. Это позволит нивелировать недостаток адаптивных моделей, т.е. учесть наметившиеся новые экономические тенденции:

Fпр t = a Fф t-1 + (1-а) Fм t ,

где Fпр t - прогнозное значение объёма продаж;

Fф t-1 – фактическое значение объёма продаж в предыдущем году;

Fм t - значение модели;

а – константа сглаживания.

 

2. Определить влияние факторов на объем реализации продукции и построить прогнозное значение показателей в ППП Excel.

 

Таблица 6.2 – Исходные данные, тыс. руб.

  Объем реализации (Y) Затраты на 100 руб. прибыли (x1) Реклама (x2) Цена (x3) Цена конкурента (x4) ИПЦ, индекс (x5)
    38,4 4,0 15,0 17,0 100,0
    39,1 4,8 14,8 17,3 98,4
    41,1 3,8 15,2 16,8 101,2
    41,5 8,7 15,5 16,2 103,5
    41,6 8,2 15,5 16,0 104,1
    54,2 9,7 16,0 18,0 107,0
    76,0 14,7 18,1 20,2 107,4
    32,2 18,7 13,0 15,8 108,5
    41,9 19,8 15,8 18,2 108,3
    71,6 10,6 16,9 16,8 109,2
    71,9 8,6 16,3 17,0 110,1
    71,5 6,5 16,1 18,3 110,7

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит значение показателя корреляции в экономическом анализе?

2. Назовите основные преимущества и недостатки экономико –математических методов анализа.

3. Приведите примеры применения эвристических методов анализа. Когда они эффективны?

4. Перечислите возможности ППП Excel при применении экономико - математических методов анализа.

5. В чем состоит сущность структурных методов анализа?

6. Назовите особенности приемов и методов функционально – стоимостного анализа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: