Развитие отношений собственности

 

Учебные вопросы:

1. Экономическое содержание отношений собственности и право собственности.

2. Виды и формы собственности. Частная и коллективная формы собственности.

3. Разгосударствление и приватизация в России: сущность, задачи, итоги.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Соотношение категорий "собственность" и право собственности".

2. "Пучок прав" Р.Коуза.

3. Право владения, пользования и распоряжения как содержание права собственности.

4. Право собственности в объективном и субъективном смыслах.

5. Понятие процессов национализации, денационализации, реприватизации.

6. Этапы приватизации в России.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Собственность и смена экономических систем.

2. Условия и последствия полного огосударствления собственности в бывшем СССР.

3. Разгосударствление и приватизация.

4. Социально-экономические последствия приватизации.

5. Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике.

6. Значение принципов частной собственности и свободы предпринимательства для рыночного хозяйства.

7. Пути приватизации российской экономики.

8. Социальные аспекты преобразования собственности в России.

9. Опыт приватизации в зарубежных странах (по выбору на примере одной страны).

 

Тесты для контроля знаний:

1. Какая из перечисленных характеристик относится к экономическому определению собственности?

а) совокупность прав на данный объект;

б) контроль над ресурсами;

в) отношения между людьми по поводу присвоения благ.

 

2. Что из перечисленного является функциональной характеристикой собственности?

а) владение;

б) распоряжение;

в) контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности.

 

3. Какое из положений более точно определяет понятие: разгосударствление – это:

а) процесс продажи государственного имущества в частную собственность;

б) ликвидация механизма прямого государственного управления экономикой путем передачи этих полномочий предприятиям;

в) процесс ликвидации государственного управления.

 

Основная литература:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2011.

2. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Латыпов В.Ф., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Экономика. Курс лекций, изд. 3-е доп. СПб., 2011.

3. Гуров М.П., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Основы экономики. Учебное наглядное пособие / Под ред. М.П. Гурова. М.: ЦОКР МВД России, 2008.

4. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В.История экономических учений: курс лекций. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008.

 

Дополнительная

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. М., 2011.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Учебное пособие. СПб.: Питер. 2008.

3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб., 2008.

4. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. экономическая теория. М., 2008.

5. Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). М., 2008.

6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 14-е изд. М., 2010.

7. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика). Изд.: Гардарики. М., 2008.

8. Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд. Проспект. 2009.

9. Экономическая теория (политэкономия). Изд.: Инфра-М. М., 2008.

10. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. М., 2008.

11. Экономическая теория. Микро- и макроэкономика. Изд.: Финансы и статистика. М., 2009.

12. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009.

Методические советы по подготовке к семинару:

Производство всегда имеет общественную форму. Это значит, что присвоение индивидуумом предметов природы происходит в пределах определенной общественной формы и посредством ее. Эту общественную форму образуют социально-экономические отношения, основу которых составляют отношения собственности на средства производства. Поэтому, приступая к изучению первого вопроса важно понять, что именно отношения собственности определяют, в чьих интересах ведется производство, его направленность, а также тип общества, его социальную структуру. При этом необходимо тщательно рассмотреть категорию собственности, как с экономической, так и с правовой (юридической) стороны, понять ее роль и место в системе производственных отношений, раскрыть взаимосвязь отношений собственности с экономическими интересами. И затем внимательно изучить проблему отношений и прав собственности (права владения, пользования, распоряжения).

Изучение второго вопроса следует начать с понимания того, что каждый этап общественного развития имеет свою особую, присущую только ему систему отношений собственности, которая обуславливает качественное своеобразие, историческую специфику данного общества. Поэтому главное внимание нужно уделить выяснению факторов, способствующих переходу от одних форм собственности к другим, осмыслив классификацию собственности по типам, видам и формам. После чего весьма важно разобраться в вопросе о соотношениях частной, коллективной и общественной собственности, выяснить, выступают ли они в чистом виде или могут сосуществовать как разные элементы одной формы собственности.

Третий вопрос посвящен проблеме изменения отношений собственности при переходе России к рыночным отношениям. Развернувшийся в 80-х годах в развитых странах процесс разгосударствления экономики не мог не коснуться и России.

Анализируя мировой опыт, постарайтесь определить наиболее распространенные современные способы разгосударствления. При этом необходимо понять, что в действительности все эти способы переплетаются, выражаясь в изменении собственности (при сохранении ведущей роли частной собственности) и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. Помня, что в экономической теории и в практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации, покажите ее сущность, цель, пути и модели. В заключение внимательно изучите этапы, способы и результаты приватизации в России.

 

План семинара по теме № 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: