Введение в экономическую науку

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский университет

Э К О Н О М И К А

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для подготовки к семинарским и практическим занятиям

по специальностям: 030501 – юриспруденция;

030505 - правоохранительная деятельность;

Судебная экспертиза.

 

Санкт-Петербург

Экономика: Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по специальностям: 030501 – юриспруденция; 030505 - правоохранительная деятельность; 030205 - судебная экспертиза. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011________с.

 

Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом в составе: кандидат экономических наук, профессор Гуров М.П., кандидат экономических наук, профессор Инфантьев К.А., кандидат юридических наук, доцент Кудрявцев Ю.А., кандидат юридических наук, доцент Фролова О.В.

 

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине "Экономика" подготовлены в соответствии с программой курса. По каждой теме, выносимой на семинар, даются учебные вопросы, вопросы для самостоятельного изучения, темы рефератов и докладов, тесты для контроля знаний, литература и краткие методические указания по подготовке к семинару.

Рассмотрена на заседании кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами (протокол № 14 от 14.04.2009 г.), одобрена на методическом (протокол № 5 от 12.05.2009 г.) совете Санкт-Петербургского университета МВД России. Рекомендована для организации учебных занятий.

Материалы актуализированы по состоянии на 1 ноября 2011 г.

Рецензенты:

Алексеев В.Ф., кандидат экономических наук, доцент

(Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта);

Титов В.А., доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России).

ã Санкт-Петербургский

университет МВД России, 2011

Тематический план изучения курса Экономика

 

№ темы Наименование разделов и тем
  Раздел I. Общие основы экономического развития
  Введение в экономическую науку
  Экономика как система хозяйствования
  Развитие отношений собственности
  Товарно-денежные отношения
  Раздел II. Основы микроэкономики
  Основы теории потребительского поведения
  Фирма в рыночной экономике Управление фирмой в рыночной экономике
  Доходы в рыночной экономике и рынки факторов производства
  Раздел III. Основы макроэкономики
  Национальная экономика: основные цели и показатели
  Экономический рост и кризисы в развитии экономики
  Особенности аграрного сектора экономики
  Занятость и безработица в рыночной экономике
  Денежная система и политика
  Кредитно-банковская система
  Формирование и использование государственного бюджета
  Государственное регулирование рыночной экономики
  Раздел IV. Мировая экономика
  Международные экономические отношения
  Международная валютная система
  Теневая экономика и экономическая преступность в России и пути ее преодоления
  ЭКЗАМЕН

 

Раздел 1.

Общие основы экономического развития

 

План семинара по теме № 1

Введение в экономическую науку

Учебные вопросы:

1. Предмет и метод экономической теории. Экономические категории и законы.

2. Зарождение и основные этапы формирования экономической теории.

3. Экономическая теория, экономическая политика и право.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Методология и методы экономической теории.

2. Система экономических законов.

3. Функции экономической теории, ее задачи.

4. Место экономической теории в системе общественных наук.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Экономическая мысль Древнего мира.

2. Сущность учения меркантелистов.

3. Сущность учения физиократов.

4. Классическая политическая экономия.

5. Неоклассическое направление и три его школы.

6. Современные экономические направления: неоклассическое, кейсианское, институционально-социологическое.

7. Трактовки предмета экономической теории различными школами экономистов.

 

Тесты для контроля знаний:

1. Выбери правильный вариант этапов становления экономической науки:

а) меркантелизм, физиократы, английская политэкономия;

б) английская политэкономия, физиократы, марксизм;

в) физиократы, кейсианство, марксизм.

 

2. Кто из перечисленных людей является представителем английской классической политэкономии?

а) Аристотель;

б) Адам Смит;

в) Джон Кейнс.

 

3. Марксизм определяет способ производства как совокупность:

а) производительных сил и производственных отношений;

б) соответствующих производительных сил и способ управления;

в) государства и его структур.

 

4. Какая из перечисленных характеристик не относится к определению предмета экономической теории:

а) редкость благ;

б) материальные и духовные потребности;

в) неограниченные производственные ресурсы.

 

5. Экономическая свобода – это:

а) повышение уровня жизни всего населения;

б) введение налоговых льгот для групп населения с низким доходом;

в) предоставление возможностей выбора вариантов поведения экономическим субъектам в хозяйственной практике.

 

6. Что из перечисленного относится к определению "дедукция":

а) восхождение от простого к сложному;

б) процесс движения от общего к частному;

в) исследование свойств предмета со всех сторон.

 

Основная литература:

1. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Латыпов В.Ф., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Экономика. Курс лекций, изд. 3-е доп. СПб., 2011.

2. Гуров М.П., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Основы экономики. Учебное наглядное пособие / Под ред. М.П. Гурова. М.: ЦОКР МВД России, 2008.

3. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В.История экономических учений: курс лекций. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008.

 

Дополнительная

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. М., 2011.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб., 2008.

3. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. экономическая теория. М., 2008.

4. Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). М., 2008.

5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 14-е изд. М., 2010.

6. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика). Изд.: Гардарики. М., 2008.

7. Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд. Проспект. 2009.

8. Экономическая теория (политэкономия). Изд.: Инфра-М. М., 2008.

9. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. М., 2010.

10. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009.

 

 

Методические советы по подготовке к семинару:

Изучение любой дисциплины начинается с уяснения ее предмета, метода и научного инструментария. Приступая к знакомству с экономической теорией, важно помнить о том, что она предлагает знания об обществе. Особенность этих знаний состоит в отражении закономерностей материальной жизнедеятельности людей. При этом важно понять, что результатом этой деятельности общества выступают не только материальные продукты и услуги, но и общественные отношения по поводу этой деятельности.

Поскольку общество развивается, то развивается и его материальная деятельность и общественные отношения по поводу этой деятельности. Значит, развивается и наполняется новым содержанием предмет экономической теории. Поэтому при подготовке первого вопроса необходимо усвоить основные концепции предмета в процессе исторического развития, а также методы, применяемые экономической наукой в познании объективной реальности.

Обратите внимание на такие общелогические методы познания, как анализ и синтез, абстрагирование, рождающее новые категории и их системы, индукция и дедукция, моделирование и т.д. Запомните, что наряду с этими методами широко используются такие приемы и методы, как наблюдение, описание, количественная оценка (измерение).

Важную роль в построении теоретических знаний, играет прием единства исторического и логического рассмотрения процессов и явлений.

Разберитесь с понятиями: экономическая категория и экономический закон. Покажите, что развитие общества происходит на основе действия объективных экономических законов. Сопоставьте экономические законы с законами развития природы и юридическими законами, покажите их различия и выясните взаимосвязь.

Второй вопрос требует сосредоточенности, т.к. шаг за шагом необходимо "проследить" основные вехи становления и развития экономической теории. Уясните основные исторические этапы зарождения и последующего формирования экономической науки. Покажите, что уже в трудах Аристотеля, одного из основоположников науки об общественных отношениях, даны отдельные политэкономические положения. Затем рассмотрите основные идеи меркантилистов и физиократов, классической школы политической экономии, марксистского и других направлений экономической мысли прошлого, при этом раскройте смысл термина "политическая экономия", который ввел француз А.Монкретьен в 1615 году.

Закончите исследование рассмотрением современных направлений экономической науки: неоклассическое, кейсианское и дальнейшее развитие этих течений (неокейсианство, неолиберализм, монетаризм, институционализм и другие), а также покажите основные подходы российских ученых к проблемам экономической теории. Обратите внимание на то, как определяется предмет экономической теории, и какие методологические принципы лежат в основе каждой ступени ее развития.

Завершите подготовку к семинару третьим вопросом, где проанализируете взаимосвязь экономической теории, экономической политики и права. Покажите, какое значение имеет экономическая теория для разработки экономической политики государства; каким должно быть соотношение экономической теории и экономической политики; какова роль права в экономической жизни общества.

 

 

План семинара по теме № 2

Экономика как система хозяйствования

 

Учебные вопросы:

1. Общественное производство и его факторы.

2. Воспроизводство: понятие и фазы.

3. Типы м модели организации экономических систем.

4. Движущие силы, результаты и критерии экономического прогресса.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Производственные возможности национальной экономики.

2. Микро- и макро- экономика.

3. Понятие блага и их виды.

4. Модели рыночной экономики.

5. Кривая производственных возможностей.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Нормативный и позитивный подходы в экономике.

2. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.

3. Понятие и классификация потребностей человека.

4. Эволюция форм соединения работника со средствами производства.

5. Экономические интересы как главная движущая сила общественного прогресса.

 

Тесты для контроля знаний:

1. Какая из изложенных характеристик не относится к свойствам, выступающим критерием при дифференциации экономических систем и определении их типа?

а) механизм координации и обеспечения информацией;

б) уровень жизни населения;

в) организация мер по принятию решений.

 

2. Что из перечисленного не относится к цивилизованному подходу в типологизации экономических систем?

а) индустриальная система;

б) постиндустриальная система;

в) капиталистическая система.

 

3. Какая из перечисленных категорий не относится к факторам производства?

а) капитал;

б) предпринимательская деятельность;

в) рабочее время.

 

Основная литература:

1. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Латыпов В.Ф., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Экономика. Курс лекций, изд. 3-е доп. СПб., 2011.

2. Гуров М.П., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Основы экономики. Учебное наглядное пособие / Под ред. М.П. Гурова. М.: ЦОКР МВД России, 2008.

3. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В.История экономических учений: курс лекций. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008.

 

Дополнительная

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. М., 2011.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб., 2008.

3. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. экономическая теория. М., 2008.

4. Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). М., 2008.

5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 14-е изд. М., 2010.

6. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика). Изд.: Гардарики. М., 2008.

7. Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд. Проспект. 2009.

8. Экономическая теория (политэкономия). Изд.: Инфра-М. М., 2008.

9. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009.

 

Методические советы по подготовке к семинару:

Развитие методов познания в середине XX века на основе исследования операций и системотехники позволило применить системный анализ к социально-экономическим процессам. Так возникла характеристика экономики как системы хозяйствования.

Изучение этой темы следует начать, в первом вопросе, с выяснения места и роли общественного производства в жизни человеческого общества. Продумайте и объясните, почему оно выступает материальной основой существования общества и объективным условием общественного прогресса. Особое внимание надо уделить осмыслению категории "труд". Следует выяснить различие между "общественно-полезным трудом" и "производительным трудом". Необходимо разобраться в простых элементах труда: рабочая сила, предмет труда, средство труда. Обратите внимание на способы соединения факторов производства и экономическую эффективность производства. Рассмотрите эти явления с использованием кривой производственных возможностей общества. Следует разобраться в категориях "производительные силы" и производственные отношения", проанализировать сущность и структуру последних, разобраться в способах присвоения результатов производства и перейти к стадиям движения общественного продукта.

Рассматривая второй вопрос, уясните разницу между производством и воспроизводством. Продумайте качественную и количественную характеристику воспроизводства – как постоянно повторяемого процесса. Проанализируйте особенности движения общественного продукта по фазам воспроизводства, обратите внимание на характер этих фаз.

Далее, в третьем вопросе, необходимо усвоить понятия экономической системы, ее основных типов: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, система, административно-командная система. Рассматривая современную рыночную систему, разберитесь в основных ее моделях (американской, японской, шведской, рыночного хозяйства Германии). Затем обратите внимание на вопросы становления рыночного хозяйства в России, которое сочетает в себе отдельные черты многих этих экономических систем.

Завершить подготовку к семинару следует рассмотрением, в четвертом вопросе, сущности и основных этапов экономического прогресса (доиндустриального. индустриального, постиндустриального, информационного), показателей эффективности общественного производства. При изучении данного вопроса важно понять содержание и выявить роль экономических интересов как двигателя общественного производства. В итоге, рассмотрите содержание современного экономического прогресса научно-технической революции (НТР), роль и место человека в экономической жизни.

 

План семинара по теме № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: