Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Товарно-денежные отношения. 1. Натуральная и товарная форма общественного производства




Учебные вопросы:

1. Натуральная и товарная форма общественного производства. Условия появления товарного производства.

2. Товар и его свойства. Трудовая теория стоимости. Сущность и функции денег.

3. Рынок, его сущность и функции.

4. Конкуренция и ее роль в экономическом развитии.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Происхождение денег.

2. Рынок продавца и рынок покупателя.

3. Сущность рыночной экономики.

4. Устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие. Равновесие цен.

5. Развитие денежной системы в России.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Становление и развитие товарного хозяйства в России.

2. Электронные деньги и их роль в экономике.

3. Основные черты свободного (классического) рынка.

4. Деформация рынка в условиях централизованного планового хозяйства.

5. Антитрестовское законодательство США: сущность и последствия.

6. Неценовая конкуренция.

7. Преимущества и недостатки рынка (рыночного механизма).

 

Тесты для контроля знаний:

1. К условиям появления товарного производства относится:

а) появление денег;

б) общественное разделение труда и экономическое обособление производителей, основанное на частной собственности;

в) зарождение обмена.

 

2. Какое из определений более точно характеризует товарное хозяйство? Это:

а) производство продуктов для продажи или обмена;

б) производство продуктов на промышленных предприятиях;

в) производство продуктов для удовлетворения потребностей потребителей.

 

3. Деньги возникли потому, что:

а) люди договорились об их необходимости;

б) этого требовали условия обмена товаров;

в) они были введены государством.

 

4. Деньги выполняют функции:

а) мера стоимости;

б) средство платежа;

в) средства обращения;

г) мера стоимости, средства платежа, средства обращения.

 

5. Количество денег, необходимых для обращения определяется:

а) обменом валового общественного продукта, курсом валют, скоростью обращения денежной единицы;

б) количество проданных товаров за год, уровнем цен, скоростью обращения денежной единицы;

в) величиной заработной платы, прибыли, скоростью обращения денежной единицы.

 

6. Большинство рынков в экономике России представляют собой:

а) нерегулируемые монополии;

б) совокупность конкурентных и монополистических элементов;

в) регулируемые монополии;

г) естественные монополии.

Основная литература:

1. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Латыпов В.Ф., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Экономика. Курс лекций, изд. 3-е доп. СПб., 2011.

2. Гуров М.П., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Основы экономики. Учебное наглядное пособие / Под ред. М.П. Гурова. М.: ЦОКР МВД России, 2008.




3. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В.История экономических учений: курс лекций. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008.

 

Дополнительная

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. М., 2011.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Учебное пособие. СПб.: Питер. 2008.

3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб., 2008.

4. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. экономическая теория. М., 2008.

5. Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). М., 2008.

6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 14-е изд. М., 2010.

7. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика). Изд.: Гардарики. М., 2008.

8. Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд. Проспект. 2009.

9. Экономическая теория (политэкономия). Изд.: Инфра-М. М., 2008.

10. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. М., 2008.

11. Экономическая теория. Микро- и макроэкономика. Изд.: Финансы и статистика. М., 2009.

12. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009.

Методические советы по подготовке к семинару:

Товарно-денежные отношения возникли в период разложения первобытнообщинного строя свыше 2,5 тыс. лет до н.э. и существуют до нашего времени. Процесс их возникновения и развития носит исторический переходный характер. Хотя товарное производство и составляет основу рыночного хозяйства, однако, это далеко не одно и то же. Зародившись в натуральном хозяйстве, товарное производство прошло целый ряд этапов. Но чтобы глубже проникнуть в его суть, необходим сравнительный анализ натуральной и товарной формы производства. Поэтому при изучении первого вопроса вначале следует рассмотреть характерные черты натурального и товарного хозяйств. Далее, уяснить условия возникновения последнего, понять процесс превращения производства продуктов в производство товаров. И затем показать эволюцию товарного производства.



Второй вопрос посвящен новым экономическим категориям. Для начала надо уяснить понятие "товар", давая характеристику его свойствам.

Ключевую роль в раскрытии природы и механизма товарного производства и обращения играет объяснение процесса формирования стоимости – центрального понятия экономической теории. Важно разобраться в двух подходах, раскрывающих природу стоимости. Это трудовая теория стоимости, разработанная в трудах У.Летти, А.Смта, Д.Рикардо и К.Маркса. И другая теория – теория экономической ценности, в основе которой лежит предельная полезность блага, маржиналистический подход.

Далее, следует уяснить, что деньги явились непосредственным продуктом развития товарного производства и подумать, в чем единство и различие товара и денег.

Затем, внимательно рассмотреть историю возникновения и сущность денег, раскрывая содержание их функций.

В процессе подготовки третьего вопроса необходимо уяснить понятие рынка и его видов в рыночной экономике.

Раскрывая сущность рынка, следует показать его компоненты, а затем подчеркнуть его роль (его функции) в развитии рыночных отношений. Закончить этот вопрос следует анализом условий реально необходимых рынку для выполнения этих функций.

При изучении четвертого вопроса необходимо понять, что одним их важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Необходимо уяснить, что конкуренция (как и ее противоположность – монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. В связи с этим следует подчеркнуть, что в рыночной экономике, благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. Затем показать, как в мировой экономической литературе классифицируется конкуренция в зависимости от состояния рынка и с учетом методов состязательности, разобраться на какие три явления она как рыночный регулятор, воздействует. И, наконец, уяснить, что конкуренция в рынке, выступая формой выражения отношений между субъектами и способом существования рынка, выполняет троякую роль, способствуя оживлению и стимулированию бизнеса, повышая его эффективность.

 

Раздел 2.





Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 337; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 7925 - | 6810 - или читать все...

 

107.20.10.203 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.