Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Управление фирмой в рыночной экономике




Учебные вопросы:

1. Предпринимательство: условия зарождения, сущность, функции и виды. История предпринимательства в России.

2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

3. Оборот капитала. Эффективность производства.

4. Издержки фирмы: понятие и виды. Доходы фирмы.

5. Менеджмент: понятие, сущность и содержание.

6. Маркетинг: понятие и элементы.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Соотношение категорий "предпринимательство", "фирма", "предприятие".

2. Признаки предприятия (экономические) и признаки юридического лица.

3. Стадии процесса производства на предприятии.

4. Амортизация. Износ основных фондов.

5. Внутренние и внешние, постоянные и переменные валовые издержки.

6. Средние издержки.

7. Основные задачи и содержание менеджмента.

8. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Фирма: организационные формы и структура.

2. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий (по ГК РФ).

3. Прибыль и валовой доход фирмы.

4. Закон убывающей производительности и эффект масштаба.

5. Сущность предпринимательства.

6. Малый бизнес и его проблемы.

7. Эволюция теории и практика менеджмента.

8. Понятие и сущность менеджмента. Мотивация труда в системе менеджмента.

9. Менеджмент по-японски.

10. Структура менеджмента.

11. Структура и содержание бизнес-плана.

12. Определение и сущность маркетинга. Процесс маркетинга.

13. Маркетинг (рыночный менеджмент): функции и значение.

14. Новейшие достижения НТР, НИОКР и прикладного товароведения в маркетинговой деятельности.

 

Тесты для контроля знаний:

1. Какое из определений более точно определяет понятие "предприятие":

а) основная ячейка, для которой разрабатывается деловая стратегия;

б) производственное подразделение с законченным производственным циклом;

в) экономический субъект, организующий производство материальных благ с целью получения прибыли.

 

2. Если рассматривать фирму с точки зрения технологического подхода или производственной функции, то оптимальные ее размеры достигаются в случае:

а) исчерпания экономии от масштаба производства;

б) 100% загрузки производственных мощностей;

в) исчерпания экономии от масштаба производства и 100% загрузки производственных мощностей.

 

3. Для какого из перечисленных видов деятельности партнерство является наиболее рациональной формой бизнеса:

а) организация посреднической риэлтерской конторы (по найму-сдаче жилой площади);

б) создание банка для финансирования инвестиций в строительной индустрии;




в) формирование промышленного комплекса по добыче и обогащению руд цветных металлов.

 

4. Какие из перечисленных факторов оказывают непосредственное влияние на величину предельных издержек:

а) переменные издержи;

б) трансакционные издержки;

в) средние постоянные издержки.

 

5. Какой из перечисленных видов затрат относится к постоянным издержкам:

а) зарплата рабочих и служащих;

б) расходы на электроэнергию и воду;

в) амортизация зданий и оборудования.

 

6. Какое из перечисленных положений относится к определению экономической прибыли:

а) разница между ценой и инвестициями;

б) разница между выручкой от реализации продукции и альтернативными издержками;

в) выручка от реализации продукции.

 

7. Какой из приведенных пунктов относится к определению управления фирмой:

а) планирование доходов и расходов;

б) система принятия и реализации решений по оптимальному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

в) контроль за рациональным использованием ресурсов.

 

8. Менеджмент – это наука:

а) об организации сбыта товаров;

б) о создании новых конкурентоспособных товаров и услуг;

в) об управлении и организации производства.

 

9. Какая из следующих характеристик включается в составление бизнес-плана:

а) сегментация рынка;

б) план маркетинга;

в) план производства;

г) сегментация рынка, план маркетинга и план производства.

 

Основная литература:

1. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Латыпов В.Ф., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Экономика. Курс лекций, изд. 3-е доп. СПб., 2011.



2. Гуров М.П., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Основы экономики. Учебное наглядное пособие / Под ред. М.П. Гурова. М.: ЦОКР МВД России, 2008.

3. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В.История экономических учений: курс лекций. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008.

 

Дополнительная

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. М., 2011.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Учебное пособие. СПб.: Питер. 2008.

3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб., 2008.

4. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. экономическая теория. М., 2008.

5. Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). М., 2008.

6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 14-е изд. М., 2010.

7. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика). Изд.: Гардарики. М., 2008.

8. Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд. Проспект. 2009.

9. Экономическая теория (политэкономия). Изд.: Инфра-М. М., 2008.

10. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. М., 2008.

11. Экономическая теория. Микро- и макроэкономика. Изд.: Финансы и статистика. М., 2009.

12. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009.

Методические советы по подготовке к семинару:

Банкир, владелец небольшого магазина, фермер – все это люди, принадлежащие к особому слою общества – предпринимателям. Поэтому и род их занятий можно определить как предпринимательство. Предпринимательство, испытанный в мировой практике способ эффективной организации производства. Оно - обязательное условие функционирования рынка. Поэтому дальнейшее изучение микроэкономики без понимания роли и места предпринимательства в формировании рыночных отношений невозможно. А потому исследование первого вопроса надо начать с выяснения условий зарождения этого общественного феномена. Затем, для лучшего понимания сущности, обратиться к раскрытию его функций: ресурсной, организаторской и творческой. Далее, остановившись на классификации предпринимательства – по масштабам и характеру деятельности – показать его виды. И закончить этот вопрос изучением истории предпринимательства в России, которое зародилось еще в Киевской Руси.

После изучения общих сведений о предпринимательстве логично во втором вопросе перейти к рассмотрению его организационно-правовых форм, обратив внимание на их общие черты и различия. При этом можно остановиться на следующих группах предприятий, которые функционируют в Российской Федерации: индивидуальные, частные предприятия; предприятия в виде товариществ; акционерные общества; государственные и муниципальные предприятия; объединения предприятий.

Изучением третьего вопроса завершается подготовка к семинару. В нем рекомендуется провести анализ оборота капитала и эффективности производства. Любая предпринимательская деятельность (т.е. функционирование предприятий, фирм) связана с использованием имеющегося капитала. Для начала необходимо понять, что постоянное, непрерывное движение капитала (т.е. его использование) основное условие существования предприятия, фирмы. Исходным моментом этого является кругооборот капитала. Следует уяснить, что кругооборот включает три стадии, которым соответствуют три функциональные формы капитала. Движение капитала не ограничивается его кругооборотом, поэтому далее надо выяснить, что представляет собой оборот капитала и из каких периодов времени он состоит. Затем важно продумать, в чет заключаются особенности движения стоимости факторов производства через сферу производства и обращения, что лежит в основе разграничения капитала на основной и оборотный. После чего необходимо подумать над экономическим содержанием износа основного капитала, насколько обосновано выделение экологического износа наряду с физическим и моральным. Какое значение имеет проблема износа для практики хозяйствования. В заключении следует разобраться как производительность труда, фондоотдача и материалоемкость влияют на эффективность производства.

Производство является основной сферой деятельности предприятия, фирмы. Ради него приобретаются факторы производства. Эти, выраженные в денежной форме, затраты фирмы (предприятия) образуют издержки производства. Они и являются объектом изучения четвертого вопроса. Для начала необходимо рассмотреть сущность и виды издержек. Далее, проанализировав, что лежит в основе их деления на постоянные и переменные, объясните, почему показатель предельных издержек очень важен для фирмы (предприятия). Затем определите границы роста средних издержек и поясните, в каком случае наступает угроза закрытия производства. Кроме того, важно разобраться что лежит в основе деления издержек на внешние и внутренние и раскрыть содержание последних.

Показателем эффективности работы фирмы (предприятия) является величина получаемого дохода от производства и реализации продукта. Если доход превышает издержки, уместно говорить о прибыли – главном результате процесса производства. Прибыль выступает критерием эффективности размещения ресурсов, ключевым показателем и конечной целью деятельности фирмы (предприятия). Поэтому, необходимо раскрыть экономическую природу прибыли, понять при каких условиях фирма (предприятие) достигает максимальной ее величины. Следует подумать, за счет каких источников, кроме прибыли, фирма (предприятие) может расширить производство. Наконец, важно понять и объяснить, почему отсутствие прибыли не мешает функционированию фирмы (предприятия).

Экономические процессы протекают не сами по себе, самопроизвольно. Они регулируются, направляются и управляются. Но прежде чем перейти к рассмотрению отдельных признаков, способов управления производством, надо разобраться в сути того, что есть управление. Это рассмотрим в пятом вопросе.

В русском языке термином "управление" обозначают как управление организационным, хозяйственным объектом, так и воздействие на какой-то технический объект (машину, оборудование). Но в последнее время для определения всего, что связанно с управлением объектами хозяйствования в русский язык активно внедрилось английское слово "менеджмент". Этим подчеркивается особенность отношения к производственному управлению в условиях развития рыночных отношений. Это объясняет, почему объектом менеджмента стала фирма (предприятие). Знакомство с менеджментом необходимо начать с выяснения объективных причин его возникновения, с последующим рассмотрением трех способов, или методов управления предприятием: организационно-распорядительных, экономических (экономическое побуждение) и социально-психологических. Затем, следует проанализировать функции (экономический анализ, прогнозирование, планирование, организация, оперативное регулирование, стимулирование, учет и контроль). И, наконец, важно разобраться в видах менеджмента и в принципах его организации.

Изучение шестого вопроса необходимо начать с уяснения того, что маркетинг (от английского слова "market" – рынок) это комплексная система мер, совокупность всех действий, направленных на ускорение и облегчение движения товаров от производителей к потребителю с целью лучшего удовлетворения запросов последних. При этом важно понять, что, прежде всего маркетинг предусматривает комплексное изучение, исследование рынков сбыта товара. Затем следует разобраться в элементах (категориях) маркетинга и в заключении проанализировать основные его концепции.

 

 

План семинара по теме № 7





Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 313; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8086 - | 7754 - или читать все...

 

18.212.83.37 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.