Основы микроэкономики

 

План семинара по теме № 5

Основы теории потребительского поведения

Учебные вопросы:

1. Эластичность спроса и предложения.

2. Закон убывающей предельной полезности.

3. Потребительское поведение, бюджетные ограничения и кривые безразличия.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Предельная и совокупная (общая) полезность товаров.

2. Карта безразличия. Потребительское поведение в категориях кривых безразличия.

3. Бюджетные ограничения и покупательская способность.

4. Потребительское равновесие и кривая спроса.

5. Эффект замещения и эффект дохода.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Эффективность производства в условиях рыночной экономики.

2. Эластичность спроса и предложения.

3. Технологический выбор и экология.

4. Оптимум потребителя.

 

Тесты для контроля знаний:

1. Под спросом понимается:

а) потребность людей и товара;

б) потребность людей в товаре, обеспеченная деньгами;

в) вся совокупность товаров, представленных на рынке.

 

2. Выберите более точное определение закона предложения:

а) чем ниже цена товара, тем больше его производят;

б) чем выше цена товара, тем больше его производят;

в) чем больше предложение, тем больше спрос.

 

3. Какая из перечисленных характеристик относится к определению предельной полезности:

а) свойство товара удовлетворять ту или иную потребность людей;

б) полезность последнего (дополнительного) количества используемого блага;

в) интенсивность труда, направленного на производство данного блага.

 

4. Какой из перечисленных вариантов относится к определению закона убывающей предельной полезности:

а) предельная полезность уменьшается с ростом предельных издержек;

б) снижение предельной полезности с уменьшением эластичности спроса;

в) общая полезность товара для потребителя возрастает вместе с каждым приращением у него запаса данного товара, но с той скоростью, с какой увеличивается его запас. Поэтому полезность каждого прироста данного товара уменьшается с каждым новым приростом имеющегося запаса.

 

Основная литература:

1. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Латыпов В.Ф., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Экономика. Курс лекций, изд. 3-е доп. СПб., 2011.

2. Гуров М.П., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Основы экономики. Учебное наглядное пособие / Под ред. М.П. Гурова. М.: ЦОКР МВД России, 2008.

3. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В.История экономических учений: курс лекций. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008.

 

Дополнительная

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. М., 2011.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Учебное пособие. СПб.: Питер. 2008.

3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб., 2008.

4. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. экономическая теория. М., 2008.

5. Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). М., 2008.

6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 14-е изд. М., 2010.

7. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика). Изд.: Гардарики. М., 2008.

8. Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд. Проспект. 2009.

9. Экономическая теория (политэкономия). Изд.: Инфра-М. М., 2008.

10. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. М., 2008.

11. Экономическая теория. Микро- и макроэкономика. Изд.: Финансы и статистика. М.,

12. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009.

 

Методические советы по подготовке к семинару:

Микроэкономическая теория занимается углубленным анализом первичных решений, которые лежат в основе желания продавцов и покупателей вступить в отношения на рынке. Рынки, в свою очередь, обеспечивают обмен между покупателями и продавцами. Анализ спроса и предложения используется для объяснения факторов, воздействующих на цены и объем товаров, обмениваемых на рынке, где существует множество конкурирующих продавцов и покупателей. Надо сказать, что силы, влияющие на цену товара, не контролируются на таком конкурентном рынке ни одним отдельным человеком. Вместо этого конкуренция приводит в действие безличные силы, воздействующие на цену товаров. А цена, в свою очередь, влияет на количество добровольно продаваемых и покупаемых товаров, но это не означает, что анализ спроса и предложения не принимает во внимание другие влияющие факторы. Однако прежде чем говорить о них, необходимо уточнить понятия "спрос" и "предложение". Затем выяснить, какие факторы влияют на изменение спроса и предложения. После чего уяснить понятие "эластичность" и перейти к анализу эластичности спроса и эластичности предложения, поочередно выделяя основные факторы влияющие на них. Все это нужно рассмотреть в первом вопросе.

Для того чтобы понять точный смысл закона убывающей предельной полезности, изучение второго вопроса необходимо начать с рассмотрения составных его частей. Помня, что полезность – это способность удовлетворять потребность, необходимо уяснить, что во-первых "полезность" и "польза" не синонимы, а во-вторых, полезность – это субъективное понятие. Затем следует разобраться, что понимается под предельной полезностью и почему она обладает способностью падать. После чего, на основе приобретенных знаний, можно сформулировать и суть закона убывающей предельной полезности.

Изучение третьего вопроса помогает понять, что теория потребительского выбора имеет широкую сферу применения, позволит увидеть, что она (теория) может быть использована для объяснения и предсказания результатов экономической политики, влияющей на цены и доходы. И даже поможет объяснить, как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между отдыхом и работой. Следует помнить, что люди сильно отличаются по своим предпочтениям (или потребительскому выбору), что выбор не только определяется индивидуальностью, но и зависит от цен товаров и располагаемого дохода, который можно потратить. Иначе, чтобы понять теорию потребительского выбора, необходимо проанализировать факторы, влияющие на поведение потребителя. Поэтому для начала нужно уяснить особенности потребительского поведения, почему потребитель стремиться к тому, чтобы каждая последующая единица денежных затрат на приобретение товара приносила бы одинаковую, т.е. добавочную полезность. Необходимо подумать над механизмом предельной нормы замещения; рассмотреть поведение потребителя, используя теорию предельной полезности и кривые безразличия, с учетом бюджетных ограничений; обратить внимание, как снижение цены приводит к появлению эффекта дохода и эффекта замещения.

 

План семинара по теме № 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: