Основы макроэкономики

План семинара по теме № 9

Национальная экономика: основные цели и показатели

Учебные вопросы:

1. Макроэкономика: цели и показатели.

2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на их динамику.

3. Теории макроэкономического равновесия.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Содержание системы национальных счетов (СНС).

2. Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД).

3. Национальное богатство.

4. Методы работы ВНП по расходам и по доходам.

5. Кривая совокупного предложения: горизонтальный, промежуточный и вертикальный отрезки.

6. Теории общественного воспроизводства и макроэкономического равновесия в различных экономических теориях и школах.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Система национальных счетов: понятие, история возникновения и развития, задачи.

2. Критерии социально-экономического положения страны: общая характеристика их уровня и тенденции.

3. Макроэкономическая политика в России в 90-е годы.

4. Альтернативный подход к регулированию рынка через механизм воздействия на совокупный спрос.

5. Роль инвестиций в макроэкономическом развитии страны.

6. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.

 

Тесты для контроля знаний:

1. Какое из перечисленных положений точно определяет понятие: макроэкономика – это:

а) раздел экономической науки, изучающий хозяйство как единое целое;

б) раздел экономической науки, изучающий вышестоящие экономические проблемы;

в) часть экономической науки, изучающая международные экономические аспекты.

 

2. Если объем номинального ВНП и уровень цен повысились, то:

а) реальный ВНП сократился;

б) реальный ВНП увеличился, но в меньшей степени чем цены;

в) эта информация не позволяет определить, как изменился реальный ВНП.

 

3. Как измениться уровень жизни населения, если годовой уровень доходов повысится на 20%, а ежемесячный уровень инфляции составит 2%?

а) повысится;

б) останется прежним;

в) повысится.

 

Основная литература:

1. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Латыпов В.Ф., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Экономика. Курс лекций, изд. 3-е доп. СПб., 2011.

2. Гуров М.П., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В. Основы экономики. Учебное наглядное пособие / Под ред. М.П. Гурова. М.: ЦОКР МВД России, 2008.

3. Гуров М.П., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Кудрявцев Ю.А., Фролова О.В.История экономических учений: курс лекций. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008.

 

Дополнительная

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. М., 2011.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Учебное пособие. СПб.: Питер. 2008.

3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб., 2008.

4. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. экономическая теория. М., 2008.

5. Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). М., 2008.

6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 14-е изд. М., 2010.

7. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика). Изд.: Гардарики. М., 2008.

8. Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд. Проспект. 2009.

9. Экономическая теория (политэкономия). Изд.: Инфра-М. М., 2008.

10. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. М., 2008.

11. Экономическая теория. Микро- и макроэкономика. Изд.: Финансы и статистика. М., 2009.

12. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009.

Методические советы по подготовке к семинару:

Усвоив закономерности функционирования отдельных экономических субъектов, необходимо перейти к тому разделу экономической науки, который изучает проблемы национальной экономики в целом, т.е. макроэкономике.

В первом вопросе, вначале необходимо понять, что национальная экономика как система не является простой суммой входящих в нее составных частей, а представляет собой совокупность отдельных производств (фирм, предприятий), в их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости.

Далее, следует подчеркнуть, что решение таких проблем как экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильность и т.п. возможно только на уровне общества в целом, а потому общее положение страны, уровень жизни людей, место и роль в мировом хозяйстве зависит от того как эти проблемы решаются.

Затем, следует рассмотреть основные макроэкономические показатели – валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), уяснить их качественную и количественную характеристику и разобраться в способах исчисления ВНП.

В завершении необходимо раскрыть особенность системы национальных счетов (СНС) и показать группировку счетов по основным видам.

Все изменения в национальной рыночной экономике связаны с изменениями совокупного спроса и совокупного предложения. Поэтому изучение второго вопроса необходимо начать с выяснения понятий "совокупный спрос" и "совокупное предложение", обратив внимание на их структуру. Анализируя динамику совокупных спроса и предложения, следует понять, что закон спроса и закон предложения (тема № 5) справедлив и для уровня национальной экономики в целом: уровень цен и величина совокупного спроса находятся в обратной зависимости, а зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая. Также важно понять, что в масштабах всей национальной экономики, уменьшение спроса на одни товары и его увеличение на другие не изменит совокупный спрос. Поэтому необходимо рассмотреть те факторы, которые вызывают убывание кривой совокупного спроса (эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок). Однако существуют и другие причины, способы повлиять на изменение совокупного спроса – это неценовые факторы – в них также необходимо разобраться.

Анализируя динамику совокупного предложения следует уяснить, что на него оказывают воздействие те же факторы, которые вызывают изменение на рынке отдельного товара, поэтому нужно также рассмотреть и эти неценовые факторы – изменения в издержках производства и изменения в распределении прибыли.

При изучении третьего вопроса следует понять, что целью макроэкономического анализа является нахождение условий, при которых наступает общее экономическое равновесие. Различные направления экономической науки по-разному оценивают проблему достижения национальной экономикой такого равновесия, поэтому необходимо познакомиться с важнейшими из них: классической, кейнсианской и неоклассической. Рассматривая их, надо уяснить, что в основе:

1) классической модели макроэкономического равновесия лежит закон Ж.-Б. Сея: предложение товаров создает собственный спрос;

2) кейнсианской модели лежит идея эффективного спроса (спрос рождает предложение), пронизанного "склонностью к потреблению" и "склонностью к сбережению" (диагональный крест Кейнса-Самуэльсона);

3) модели "национальный доход – совокупные расходы" лежит синтез классической, кейнсианской и неоклассической идей.

Если совокупный спрос внешне напоминает индивидуальный спрос на благо, то совокупное предложение включает три отрезка и аккумулирует идеи вышеуказанных направлений экономической мысли (горизонтальный участок – кейнсианский, вертикальный – классический).

 

План семинара по теме № 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: