Решение задачи линейного программирования (ЛП) графическим методом достигается реализацией следующего алгоритма:
1. Привести задачу к каноническому виду. Убедится, что число свободных переменных не превышает двух. Выразить m базисных переменных через две свободные переменные (в качестве свободных взять переменные, которые присутствуют в целевой функции);
2. На плоскости, определяемой свободными переменными, построить область допустимых решений, определяемую пересечением полупространств, соответствующих неравенствам ограничений;
3. Провести прямую линию, соответствующую целевой функции. Она проходит перпендикулярно вектору, координаты которого составлены из коэффициентов при переменных в выражении для целевой функции;
4. Перемещать прямую линию, соответствующую целевой функции в направлении вектора при решении задачи на максимум и в обратном направлении при решении задачи на минимум, пока она не коснется угловой точки допустимой области решений;
5. Найти координаты полученной крайней точки, решив систему уравнений прямых, на пересечении которых она находится.
Например, необходимо найти при следующих ограничениях:
. (5.1)
Для этого приведем задачу к каноническому виду:
. (5.2)
Решаем задачу линейного программирования, в которой n = 5 – количество переменных, m = 3 – количество базисных переменных, n – m = 2 – количество свободных переменных. Если число свободных переменных равно двум, то можно дать графическую интерпретацию задачи (рис. 5.1).
Рисунок 5.1 – Решение задачи МП графическим методом
Выберем в качестве свободных переменных x 1 и x2, и выразим базисные переменные через свободные.
. (5.3)
Каждое из полученных уравнений представляет собой уравнение гиперплоскости в двухмерном пространстве.
. (5.4)
Проведем линию перпендикулярно вектору, который можно построить по коэффициентам при x1 и x2. Направление вектора указывает направление возрастания целевой функции (При поиске минимума прямую перемещаем в направлении, обратном направлению вектора). Тогда:
. (5.5)
Решив эту систему уравнений получаем: