Факторы, определяющие развитие сферы непроизводственных услуг

 

Эффективность сферы услуг зависит от многообразия факторов – движущих сил процессов производства и обращения услуг, определяющих итоги развития отраслей.

Состав, структура и качество факторов определяют возможности сферы услуг как в целом по стране, так и по ее республикам, краям, областям, городам, районам, предприятиям.

Знание факторов позволяет организованно воздействовать на них, правильно оценивать объективные условия работы предприятий, развивать услуги более эффективным путем, полнее удовлетворять потребности в них.

К факторам, влияющим на развитие сферы услуг, относятся:

1. Социально-экономические:

уровень экономического развития региона,

обеспеченность населения новыми товарами и предметами потребления длительного пользования,

уровень обеспеченности населения денежными средствами,

обеспеченность населения дорогам, занятость населения.

2. Демографические:

количество населения,

его структура, прирост,

половозрастной состав населения,

подвижность населения,

уровень образования населения,

размер территории региона,

приток отдыхающих, туристов,

размер семьи,

отдаленность райцентров от областных, республиканских, краевых центров.

3. Природно-климатические:

географическое расположение района,

климат.

4. Научно-технические:

виды бытовой техники;

количество бытовой техники и приборов и т. п.

Сфера услуг, расцвет которой в мире начался в первой половине 60-х годов ХХ века, сегодня выступает важнейшей и преуспевающей сферой (сектором) экономики развитых стран.

Выделяют три основные причины такого развития сферы услуг.

Развитие сферы услуг обусловлено, во-первых, внутренними, структурными потребностями научно-технического прогресса. Создание и расширение ряда секторов услуг, связанных с наиболее передовыми в научно-техническом секторе областями, – следствие развития наукоемких отраслей промышленности или переоснащения соответствующих производств современной техникой. Транспортные, финансовые, телекоммуникационные услуги – база инфраструктуры всей экономики. Строительные услуги не только создают "собственные" рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга отраслей индустрии.

Во-вторых, прогресс рассматриваемой сферы непосредственно соотносится с динамикой уровня жизни населения. В первой поло-вине 60-х годов мощным фактором роста сферы услуг в большинстве развитых стран мира послужило повышение благосостояния основной массы населения вследствие увеличения общественной производительности труда. Удовлетворив базовые потребности в материальных товарах, люди получили возможность все больше средств тратить на услуги, что ранее исключалось из-за низкого уровня доходов, которые едва обеспечивали расходы на питание, оплату жилья, покупку товаров длительного пользования и т. д. Так, если в начале ХХ века американский средний класс из своего месячного дохода мог выделить на оплату разного рода услуг не более 2-3%, то в конце 60-х годов – уже 25%, а сейчас – около 40%.

В-третьих, развитие сферы услуг в развитых странах объясняется не только реализацией отложенного спроса большинства населения, но и изменением потребительской психологии общества. Столетиями в буржуазной морали культивировалось накопление: деньги должны были либо поступать в деловой оборот, либо вкладываться в вещи, обладавшие высокой степенью ликвидности. Все прочие затраты рассматривались как расточительство и непозволительная роскошь. Но если аскетическая культура видит в услугах расточительство, то куль-тура потребительского гедонизма, утвердившаяся с начала 60-х годов ХХ века, трактует услуги в качестве средств реализации права чело-века на жизнь. Символом благополучия становится не только возможность окружать себя дорогими вещами, но и покупать дорогие услуги. Так гедонистическая потребительская культура, создав повышенный спрос на услуги, уже в силу чисто рыночных законов стала фактором развертывания в сфере услуг конкуренции, которая в свою очередь вынуждала предлагать рынку все более дифференцированный их спектр.

Согласно данным ЮНЕСКО, в 2015 году в том или ином виде сервиса было задействовано около 67% трудоспособного населения планеты.

Что касается России, то этим видом деятельности охвачено 40% населения страны, а доля услуг составляет примерно 60% валового национального дохода.

Рост занятости в сфере услуг идет за счет других секторов экономики – аграрного и индустриального. Наиболее высокий уровень насыщенности специалистами наблюдается в науке и научном обслуживании, на втором месте сфера образования и культуры.

Важнейшим фактором развития рынка услуг является комплекс мероприятий по маркетингу, включающий сегментацию рынка, изучение конкурентов, продвижение услуг и др.

Конкурентными преимуществами в сфере услуг могут быть:

известное имя,

мастерство и опыт работы,

высокое качество услуг,

индивидуальный контакт с клиентами,

эффективная реклама и благоприятные условия для продажи услуг,

развитая сеть филиалов, приемных пунктов,

выгодное местоположение,

хорошая материальная база,

комплекс дополнительных услуг.

Важное значение имеет также продвижение услуг.

Продвижение услуг или система коммуникации – это комплекс мероприятий, направленных на формирование спроса и стимулирование сбыта продукции (услуг), то есть в конечном итоге – на увеличение объема продаж.

Продвижение включает рекламу в самых разнообразных формах, мероприятия по формированию общественного мнения, стимулирующие мероприятия и личные продажи.

Особые характеристики услуг и отличия услуг от товаров требуют дополнительных знаний маркетинга. Хотя многие принципы маркетинга товаров применимы и к услугам, но их использование часто отличается.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: