Эффективность сферы услуг зависит от многообразия факторов – движущих сил процессов производства и обращения услуг, определяющих итоги развития отраслей.
Состав, структура и качество факторов определяют возможности сферы услуг как в целом по стране, так и по ее республикам, краям, областям, городам, районам, предприятиям.
Знание факторов позволяет организованно воздействовать на них, правильно оценивать объективные условия работы предприятий, развивать услуги более эффективным путем, полнее удовлетворять потребности в них.
К факторам, влияющим на развитие сферы услуг, относятся:
1. Социально-экономические:
уровень экономического развития региона,
обеспеченность населения новыми товарами и предметами потребления длительного пользования,
уровень обеспеченности населения денежными средствами,
обеспеченность населения дорогам, занятость населения.
2. Демографические:
количество населения,
его структура, прирост,
половозрастной состав населения,
подвижность населения,
уровень образования населения,
размер территории региона,
приток отдыхающих, туристов,
размер семьи,
отдаленность райцентров от областных, республиканских, краевых центров.
3. Природно-климатические:
географическое расположение района,
климат.
4. Научно-технические:
виды бытовой техники;
количество бытовой техники и приборов и т. п.
Сфера услуг, расцвет которой в мире начался в первой половине 60-х годов ХХ века, сегодня выступает важнейшей и преуспевающей сферой (сектором) экономики развитых стран.
Выделяют три основные причины такого развития сферы услуг.
Развитие сферы услуг обусловлено, во-первых, внутренними, структурными потребностями научно-технического прогресса. Создание и расширение ряда секторов услуг, связанных с наиболее передовыми в научно-техническом секторе областями, – следствие развития наукоемких отраслей промышленности или переоснащения соответствующих производств современной техникой. Транспортные, финансовые, телекоммуникационные услуги – база инфраструктуры всей экономики. Строительные услуги не только создают "собственные" рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга отраслей индустрии.
Во-вторых, прогресс рассматриваемой сферы непосредственно соотносится с динамикой уровня жизни населения. В первой поло-вине 60-х годов мощным фактором роста сферы услуг в большинстве развитых стран мира послужило повышение благосостояния основной массы населения вследствие увеличения общественной производительности труда. Удовлетворив базовые потребности в материальных товарах, люди получили возможность все больше средств тратить на услуги, что ранее исключалось из-за низкого уровня доходов, которые едва обеспечивали расходы на питание, оплату жилья, покупку товаров длительного пользования и т. д. Так, если в начале ХХ века американский средний класс из своего месячного дохода мог выделить на оплату разного рода услуг не более 2-3%, то в конце 60-х годов – уже 25%, а сейчас – около 40%.
В-третьих, развитие сферы услуг в развитых странах объясняется не только реализацией отложенного спроса большинства населения, но и изменением потребительской психологии общества. Столетиями в буржуазной морали культивировалось накопление: деньги должны были либо поступать в деловой оборот, либо вкладываться в вещи, обладавшие высокой степенью ликвидности. Все прочие затраты рассматривались как расточительство и непозволительная роскошь. Но если аскетическая культура видит в услугах расточительство, то куль-тура потребительского гедонизма, утвердившаяся с начала 60-х годов ХХ века, трактует услуги в качестве средств реализации права чело-века на жизнь. Символом благополучия становится не только возможность окружать себя дорогими вещами, но и покупать дорогие услуги. Так гедонистическая потребительская культура, создав повышенный спрос на услуги, уже в силу чисто рыночных законов стала фактором развертывания в сфере услуг конкуренции, которая в свою очередь вынуждала предлагать рынку все более дифференцированный их спектр.
Согласно данным ЮНЕСКО, в 2015 году в том или ином виде сервиса было задействовано около 67% трудоспособного населения планеты.
Что касается России, то этим видом деятельности охвачено 40% населения страны, а доля услуг составляет примерно 60% валового национального дохода.
Рост занятости в сфере услуг идет за счет других секторов экономики – аграрного и индустриального. Наиболее высокий уровень насыщенности специалистами наблюдается в науке и научном обслуживании, на втором месте сфера образования и культуры.
Важнейшим фактором развития рынка услуг является комплекс мероприятий по маркетингу, включающий сегментацию рынка, изучение конкурентов, продвижение услуг и др.
Конкурентными преимуществами в сфере услуг могут быть:
известное имя,
мастерство и опыт работы,
высокое качество услуг,
индивидуальный контакт с клиентами,
эффективная реклама и благоприятные условия для продажи услуг,
развитая сеть филиалов, приемных пунктов,
выгодное местоположение,
хорошая материальная база,
комплекс дополнительных услуг.
Важное значение имеет также продвижение услуг.
Продвижение услуг или система коммуникации – это комплекс мероприятий, направленных на формирование спроса и стимулирование сбыта продукции (услуг), то есть в конечном итоге – на увеличение объема продаж.
Продвижение включает рекламу в самых разнообразных формах, мероприятия по формированию общественного мнения, стимулирующие мероприятия и личные продажи.
Особые характеристики услуг и отличия услуг от товаров требуют дополнительных знаний маркетинга. Хотя многие принципы маркетинга товаров применимы и к услугам, но их использование часто отличается.